Масштаб личности Василия Ивановича Белова, значение и объём его творческого наследия ежегодно привлекают всё больше исследователей из самых разных областей знаний, чему убедительным доказательством служит, в том числе, проведение ежегодного всероссийского форума «Беловские чтения. Белов. Вологда. Россия». Сотрудникам Центра писателя В.И. Белова особенно важным представляется изучение материалов, в которых содержатся свидетельства, высказывания и комментарии самого Белова, зафиксированы его оценки и рассуждения о жизненных и исторических событиях, собственных произведениях, современниках, а также материалы, содержащие высказывания тех, кто знал писателя лично. Один из таких материалов был представлен во время научной конференции Беловских чтений на секции «Формы изучения и популяризации литературного наследия в библиотеках, музеях и образовательных учреждениях России». В день рождения Василия Ивановича мы хотели бы поподробнее рассказать о нём всем, кто интересуется жизнью и творчеством писателя.
Коллекционный фонд Центра писателя В. И. Белова включает в себя 2950 единиц хранения: отдельные статьи и распечатки, книги, брошюры и буклеты, в том числе на иностранных языках и в специальных форматах для слепых и слабовидящих, отдельные номера периодических изданий, открытки, письма, фотографии, рисунки, телеграммы, рукописи, машинописи, оригиналы-макеты, конверты, диски, аудио- и видеокассеты, театральные программки, приглашения, билеты, дипломы, благодарности, поздравления, сертификаты, грамоты, картины, афиши, плакаты, диссертации и авторефераты диссертаций. Фонд постоянно пополняется за счёт даров Центру Белова и новых публикаций в книгах и периодических изданиях и нуждается во всестороннем и тщательном изучении, поскольку многие материалы проливают свет на жизнь и творчество Василия Ивановича Белова.
Летом 2020 года в фонд поступила запись встречи Василия Белова с кубанскими писателями и журналистами в июне 1998 года. Писатель провёл на Кубани несколько дней, встречался с творческой интеллигенцией и представителями администрации края. Встреча проходила в редакции газеты «Кубанские новости» [4].
Материал Беловскому центру передал известный российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, член Союза писателей Москвы Дмитрий Шеваров, который получил запись из архива радиожурналиста и звукорежиссёра Виталия Гапоненко. Беседу вёл главный редактор «Кубанских новостей» Пётр Ефимович Придиус.
Запись длится 46 минут и 44 секунды и представляет большой интерес для исследователей. До настоящего времени с ней можно было частично ознакомиться в архиве газеты «Кубанские новости» (от 3 июля 1998 года), однако некоторые высказывания Василия Ивановича Белова не вошли в газетный материал, а некоторые зафиксированы репортёрами не вполне точно. Помимо этого, запись встречи даёт возможность услышать речь самого писателя, его интонацию, составить представление о манере общения Белова, его стиле речи.
На встрече в Краснодаре Белов рассуждал о своём творчестве в целом, и романе «Час шестый» в частности, о литературном процессе конца 90-х годов двадцатого столетия, об актуальных для современников проблемах.
В начале встречи Белов отметил:
«Я давно вот собирался навестить Виктора Ивановича (о писателе В.И. Лихоносове), допустим. Тоже всё откладывал. Да и возможности не было, чтобы приехать на Кубань, надо знаете сколько миллионов сейчас... Я вот отказался ехать в Прагу сейчас, на славянский этот съезд, а приехал к вам, поскольку меня пригласила ваша администрация». (9:41) [3].
Поясним, что речь в приведённом фрагменте записи идёт о Всеславянском съезде в Праге 1998 года, созванном в честь 150-летия первого Славянского съезда 1848 года. Почему Василий Белов, немало размышлявший о судьбе славянских народов, об их духовном единстве, не вошёл в состав делегатов съезда, а предпочёл поездку на Кубань? Судя по высказываниям Белова на встрече в редакции, а затем в публицистических произведениях в дальнейшем, он испытывал большое уважение к губернатору Краснодарского края Николаю Игнатовичу Кондратенко, в нём Белов, несомненно, видел единомышленника, человека неустанно радеющего о благе России, поэтому с радостью откликнулся на приглашение Администрации Краснодарского края.
«Я совместил вот это приглашение с моим желанием увидеться с Виктором Ивановичем (о В.И. Лихоносове) и с вами, с вашей общественностью.» (10:25) [3].
На вопрос «Как вы наслышаны о нём?» (о Н.И. Кондратенко) (10:36) [3], Василий Иванович отвечает:
«Я очень хорошо наслышан о нём и признаю и считаю, что это впервые у вас такой губернатор в России за какие-то, может быть многие десятилетия. Не было таких ещё глав в России губернаторских и административных... Кто бы из нынешних глав администрации осмелился такие вещи опубликовать, где прямо сказано о бедах наших российских, о виновниках этих бед? Я не вижу таких.» (10:45) [3].
Мы можем предположить, что встреча и доверительный разговор с Кондратенко были очень важны лично для Белова.
Для понимания творческого мира писателя большое значение имеют его авторефлексивные высказывания. Отвечая на вопрос «Над чем вы работаете?» (2:55) [3] Белов говорит:
«Однако я закончил, наконец, свою эту тяжкую обузу с хроникой со своей... я работал над этой повестью, не повестью, а продолжением хроники, «Час шестый называется. Я очень доволен, что наконец-то я закончил это, худо или хорошо, не знаю, это пусть читатели судят и критики, а я... освобождение чувствую от литературы.» (4:18) [3].
Одно из самых значительных своих произведений, трилогию «Час шестый» сам автор называет «тяжкой обузой» – и современные исследователи могут лишь догадываться о причинах такого авторского восприятия. Нет сомнения, что многолетняя работа писателя над трилогией была кропотливой и трудоёмкой, потребовала колоссальных усилий: Белов общался с очевидцами событий двадцатых-тридцатых годов, ознакомился с большим количеством исторических материалов, изучал местные говоры и т.д. Работа над хроникой заняла 26 лет. «Час шестый», вышедший в 1998 году в «Роман-газете» – это не просто роман, завершающий хронику, это своеобразный итог деятельности Василия Белова за большой промежуток времени, результат его творческой эволюции: писатель, начинавший с рассказов и других малых форм, перешёл к произведению, который литературоведы относят к числу самых значимых романов-эпопей XX столетия [1].
Возможно, внутренне осознавая значение созданного им самим произведения, Белов даже озвучивает желание перестать заниматься литературным творчеством:
«Я решил, что надо прекратить литературную деятельность. Я и так много уже нагрешил,и продолжать грешить (смеётся) не хочется...» (3:28) [3].
Отметим, что читатели и исследователи, знающие об огромной духовной и внутренней работе, проделанной Василием Ивановичем с начала творческого пути [2], о переосмыслении писателем многих ценностей, могут предположить, что Белов даёт некую оценку собственным ранним, в том числе публицистическим, произведениям.
Впрочем, затем Василий Иванович довольно осторожно рассказывает о дальнейших творческих планах – нескольких новых рассказах (не раскрывая подробностей о сюжете и героях), работе над воспоминаниями об известных писателях и поэтах: Михаиле Шолохове, Александре Твардовском, Александре Яшине, Василии Шукшине и др (5:25) [3]. К моменту встречи в Краснодаре многих друзей-литераторов Василия Белова уже не было в живых, и он чувствует, что его долг – сохранение памяти о них. Возможно, осознание этого долга повлияло на решение писателя продолжить творческую деятельность. На встрече в Краснодаре писатель высказывает следующее намерение:
«Я обязан написать, если я живой буду, воспоминания об Абрамове, Твардовском, Рубцове и ещё двух-трёх человеках» (8:06) [3].
Писатель замечает:
«Почему не пишется? Пока он живой, так не хочется писать, а как умрёт – хочется написать, но откладывал, откладывал, а глядишь уже и другой умер.» (8:30) [3].
Когда участник встречи спрашивает: «Насколько я понимаю, ты не записываешь, ты всё помнишь о них?» (8:50) [3], Белов отвечает:
«Нет, не записываю... и напрасно, по-моему. Потому что чтобы писать документальную прозу нужно всё записывать, в этом я убедился. Не документальную – другое дело, там уже фантазия действует, чувства, а документальную прозу только по документам писать надо.» (8:53) [3].
Исследователям ещё предстоит выяснить, считал ли сам Василий Иванович, в таком случае, свои воспоминания об известных современниках документальной литературой. К сожалению, часть замыслов Василия Ивановича осталась нереализованной, причина видится в словах писателя.
Проанализировав запись встречи, можно также выделить некоторые черты творческого метода писателя, например, работу над несколькими произведениями одновременно:
«Я пишу потихонечку рассказ один...начал и второй, и третий. Вот накидаешь что-нибудь, а когда получится – Бог знает.» (3:48) [3].
Василий Белов делится с участниками встречи мнением о процессах, происходивших в России в 1990-ых годах, например, отмечает:
«Для меня самое страшное слово сейчас - это конфедерация» (11:50) [3];
о событиях 1993 года Белов рассказывает:
«В связи с расстрелом, в связи с преследованием депутатов... Я уже не участвовал в Верховном совете, но когда начали их обкладывать, я примчался из Вологды и был свидетелем всей этой мерзости... демократической, так называемой (29:43) [3].
Белов немало размышляет о причинах происходящих в стране процессов, например, говоря о состоянии русской деревни отмечает:
«В моей деревне, например, с войны не пришло ни одного мужика... всех убили, том числе, моего отца» (39:07) [3].
Об экономическом укладе в деревне Белов говорит:
«Он же зависит... от цены той же солярки, этот уклад. Какой может быть уклад, если крестьянин не может купить горюче для трактора и сам трактор, а ему навязывают вот рыночный способ владения землёй.» (46:25) [3].
Интересны высказывания Василия Белова как человека, знавшего многих выдающихся современников, в том числе, литераторов. Исследователь может сделать выводы о круге общения писателя, о людях сыгравших значимую роль в творческой судьбе Василия Ивановича:
«Яшин, который затащил меня в эту литературу, не хотел я никакой литературой заниматься, а Яшин настоял заниматься...» (7:34) [3],
«О Фёдоре Александровиче я собирался писать, об Абрамове, с которым мы приятели были» (8:00),
«У меня друзья лучшие – это Валентин Григорьевич Распутин, вот Лихоносов...» (14:31) [3].
С краснодарскими писателями и журналистами Василий Иванович делится мнением о творчестве некоторых авторов, например, отмечает достоинства прозы Владимира Солоухина:
«Он писатель, он создавал образы российские» (14:56) [3].
Безусловно, любой из фрагментов аудиозаписи представляет интерес для исследователей жизни и творчества писателя: Белов рассказывает об отношениях с Виктором Астафьевым и Василем Быковым, о своих литературных предпочтениях, о жизни писательской организации в Вологде в 90-ые годы и о многом другом. Прослушать запись можно на сайте Центра писателя В.И. Белова.
В настоящей статье представлены результаты первичного исследования записи выступления Василия Белова в Краснодаре. В дальнейшем планируется продолжить изучение материала в Центре писателя В.И. Белова: в планах сотрудников – анализ материалов встречи в контексте других встреч, выступлений, публицистических материалов писателя конца 90-х – начала 2000-х годов; изучение языковой личности Василия Ивановича Белова и составление речевого портрета писателя, на основе представленной аудиозаписи и других материалов.
Список источников:
1.Бараков, В. Час шестый : слово на презентации трилогии В. И. Белова в Вологде 21 октября 2002 г. / Виктор Бараков. – Текст : электронный // Вологодская областная универсальная научная библиотека : сайт. – URL: https://www.booksite.ru/belov/single/113.htm (дата обращения: 13.10.2020).
2.Белов, В. «Я верующий и грешный» : интервью с писателем / Василий Белов ; беседовал Николай Чепурных. – Текст : электронный // Вологодская областная универсальная научная библиотека : сайт. – URL: https://www.booksite.ru/belov/data/veruj.pdf (дата обращения: 13.10.2020).
3.Встреча Василия Белова с кубанскими писателями и журналистами / беседу вёл главный редактор «Кубанских новостей» П. Е. Придиус. – Устная речь : аудио // Центр писателя Василия Ивановича Белова : сайт. – URL:https://centr-belova.ru/e-library/zhizn-i-tvorchestvo-v-i-belova (дата обращения: 13.10.2020).
4.К духовному очищению : заметки о встречах с выдающимся русским писателем В. И. Беловым // Кубанские новости. – 1998. – 3 июля. – С. 3-4.
методист по связям с общественностью Лариса Комарова
Центр писателя В.И. Белова
160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 5, тел. 8(8172)53-30-80,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ВК: vk.com/centr_belov