Виртуальная выставка "Неизвестный Бунин: дневники, письма"

ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА

Виртуальная выставка "Неизвестный Бунин: дневники, письма"

 

Главная Дневники, письма

 

 

окаянные дни. неизвестный Бунин   

Бунин, И. А. Окаянные дни : неизвестный Бунин / Иван Бунин.  Москва : Молодая гвардия, 1991. – 333, [3] с.

Признанный классик русской литературы и её первый нобелевский лауреат (1933), прозаик, поэт, переводчик, почётный академик по разряду изящной словесности (1909), Иван Алексеевич Бунин раньше других писателей-эмигрантов получил безусловное призвание на Родине, в СССР. И тем не менее существует целый пласт бунинских произведений, у нас не печатавшихся или же печатавшихся с купюрами, выдирками, существенно искажающими общий смысл и содержание. В настоящем издании в некоторой степени восполняется этот пробел. В книгу входят: дневник писателя «Окаянные дни», циклы рассказов «Под Серпом и Молотом» и «Неизвестные рассказы», неизвестные стихотворения и «Воспоминания» И. А. Бунина – портреты его современников. Впервые опубликована речь И. Бунина «Миссия русской эмиграции».

 СС. Т. 6

Бунин, И. А. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 6. Освобождение Толстого. О Чехове. Воспоминания. Дневники. Статьи / И. А. Бунин. – Москва : Художественная литература, 1988. 720 с.

В шестой том включено философско-публицистическое сочинение писателя – «Освобождение Толстого», воспоминания о Чехове, мемуарные очерки из книги «Воспоминания». Впервые в советское время публикуется большой пласт Дневников Бунина. В том вошли также избранные статьи и выступления.

Избранное. Т. 2

Бунин, И. А. Избранное. В 2 томах. Том 2. Дневники, роман, рассказы / И. А. Бунин. – Москва : Прибой, 1996. – 620, [4] с. (Библиотека классической литературы).

По словам Бунина, он стал писателем «рано и незаметно». Склонность к восприятию красок, объёма помогала ему «живописать словом» русские пейзажи, а любовь к музыке рождала тот особый бунинский ритм, который пленяет в его повествованиях.

Во второй том вошли дневники "Окаянные дни", роман "Жизнь Арсеньева", цикл рассказов "Темные аллеи" (35 рассказов) и три рассказа, написанные в 1944-1952 гг. – "Мистраль", "В такую ночь", "Бернар".

Окаянные дни 1990

Бунин, И. А. Окаянные дни ; Воспоминания ; Статьи / Иван Бунин. Москва : Советский писатель, 1990. – 414, [2] с. : портр.

В книгу великого русского писателя включены произведения, известные широкому читателю России лишь по фрагментам и журнальным публикациям.

Бунин. Из дневников 1939 45

Бунин, И. А. Из дневников 1939-45 годов / И. А. Бунин . – Текст : электронный // Галина Сафонова-Пирус : сайт. – URL:  http://galinasafonova-pirus.ru/i-a-bunin-iz-dnevnikov-1939-45-godov  (дата обращения: 22.09.2020).

"Один из тех, которым нет покоя.

От жажды счастья..."

Сейчас (около шести) тихо, слабое закатное солнце по равнине, все неподвижно. И также неподвижно, грустно-покорно на душе.

Погода все та же. Ночи удивительные. Луна над самой головой. Небо пустое - только Юпитер (к востоку) и Орион (к западу )над нашими террасами.

Прекрасный день, райские виды. И опять - та осень!

Сон про свою смерть. Сумерки, церковь, я выбирал себе могильное место.

Дневники Бунина 1881 1953

Дневники Бунина (1881-1953). – Текст : электронный // Иван Алексеевич Бунин : [сайт]. – http://bunin-lit.ru/bunin/bio/dnevniki-bunina.htm ( дата обращения: 10.09.2020).

Писательница и последняя любовь Бунина Галина Кузнецова рассказывает в своей книге "Грасский дневник":

"Зашла перед обедом в кабинет. И(ван) А(лексеевич) лежит и читает статью Полнера о дневниках С. А. Толстой. Прочел мне кое-какие выписки (о ревности С. А., о том, что она ревновала ко всему: к книгам, к народу, к прошлому, к будущему, к московским дамам, к той женщине, которую Толстой когда-то еще непременно должен был встретить), потом отложил книгу и стал восхищаться:

- Нет, это отлично! Надо непременно воспользоваться этим, как литературным материалом... "К народу, к прошлому, к будущему..." Замечательно! И как хорошо сказано, что она была "промокаема для всех неприятностей!"

А немного погодя:

- И вообще нет ничего лучше дневника. Как ни описывают Софью Андреевну, в дневнике лучше видно. Тут жизнь, как она есть - всего насовано. Нет ничего лучше дневников - все остальное брехня!" (запись от 28 декабря 1928 года).

Конечно, категоричность этого (как и многих иных) утверждения объясняется обычной страстностью Бунина. Но верно и другое: дневник как способ самовыражения он ценил необычайно высоко и недаром сам писал: "...дневник одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие" (запись от 23 февраля 1916 года).

И вот перед нами бунинские дневники, охватывающие более семи десятилетий его жизни.

 

Двинятина, Т. 10 цитат из писем и дневников Бунина / Татьяна Двинятина. – Текст : электронный // Arzamas : сайт. – URL: https://arzamas.academy/mag/600-bunin (дата обращения: 22.09.2020).

Каким был Иван Бунин, что он делал в свободное время, как работал и жил? Ответы на эти вопросы – в 10 фрагментах из его текстов разных лет.

 Устами Буниных

Бунин, И. А. Устами Буниных : в 2 томах / И. А. Бунин, В. Н. Бунина. – Текст : электронный // И. А. Бунин : сайт. – URL: https://bunin-prize.ru/bunin/category/biography/ (дата обращения: 10.09.2020).

Предлагаемый читателям сборник «Устами Буниных» содержит отрывки из дневниковых записей Ивана Алексеевича Бунина и его супруги Веры Николаевны Буниной. Дневники отражают годы жизни и литературного творчества одного из наиболее ярких представителей мировой классической литературы XX века. Начало жизненного пути, первые публикации, всеобщее признание, «окаянные дни» «русской смуты», жизнь Русского Зарубежья и всемирная слава лауреата Нобелевской премии – все эти этапы творческой биографии И. А. Бунина отразились на страницах дневников. Первое издание вышло в свет в издательстве «Посев» в 1977-1982 гг. В России они публикуются впервые.

Искусство невозможного

Бунини, И. А. Искусство невозможного : дневники, письма / И. А. Бунин, Г. Н. Кузнецова. – Текст : электронный // Бунин Иван Алексеевич : сайт. – URL: https://bunin-prize.ru/iskusstvo-nevozmozhnogo-dnevniki-pisma/ (дата обращения: 22.09.2020).

В книге, заключившей в себе две личности — великого писателя Ивана Бунина и его многолетней подруги, Галины Кузнецовой, — собраны переписка и материалы о непростых отношениях этих людей. Бунин, уже в эмиграции (1933 г.) награжденный Нобелевской премией за выдающиеся литературное творчество, в частной жизни был весьма неоднозначным и трагически несчастным человеком… Не в силах сделать выбор между женой и подругой, он стал жить с ними под одной крышей. Это подлинный человеческий документ, который во многом проясняет для современного читателя те процессы, которые происходили в русской литературе в начале ХХ века.

Письма Бунина

Бунин, И. А. Письма / И. А. Бунин. – Текст : электронный // Иван Алексеевич Бунин : сайт. – URL: http://bunin-lit.ru/bunin/letters/index.htm (дата обращения: 22.09.2020).

Вопреки воле Бунина дневники его были опубликованы в 1977-82 гг. Письма начали появляться в периодической печати сразу после его смерти. Иногда публикации эти были отрывочными и фрагментарными, иногда, как в «Новом журнале», – появлялись целые подборки бунинских писем. Данная публикация продолжает ту же традицию. Помещаемые ниже письма И. А. и В. Н. Буниных касаются не столько литературной, сколько бытовой, повседневной жизни писателя, проливая дополнительный свет на положение Бунина в последние годы его жизни.

Письма печатаются в соответствии с правилами современной орфографии. Подчеркнутые в оригинале слова выделены курсивом.

Неизвестный Бунин: дневники, письма

Виртуальная выставка "Неизвестный Бунин: дневники, письма"

 

Главная Дневники, письма

 

 

Бунин 1Сегодня нет в России человека, который не знаком с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Признанный классик русской литературы и её первый нобелевский лауреат (1933), прозаик, поэт, переводчик, почетный академик по разряду изящной словесности (1909), Иван Алексеевич Бунин раньше других писателей-эмигрантов получил безусловное признание в СССР.

«Классиком рубежа двух столетий» назвал его Константин Федин ещё в 1954 году. С той поры вышло уже три собрания сочинений Бунина, множество книг его стихов и прозы.

Бунин чрезвычайно сложен и противоречив как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 годов, на который приходится расцвет и его творчества.

Его произведения на темы современной ему русской жизни, при всей их непосредственной художественно-впечатляющей силе, требуют глубокого размышления, пристального взгляда вдумчивого читателя. «Антоновские яблоки», «Золотое дно», «Деревня», «Суходол», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Худая трава» и другие. Это относится и к произведениям, отражающим многочисленные поездки писателя по свету, его критические раздумья о судьбах буржуазной цивилизации: «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».

Антоновские яблоки Ночной разговор Деревня Господин из Сан Франциско
  Братья Сны Чанга  

Дневники Бунина – неотъемлемый элемент всей художественной системы писателя, имеющие самостоятельное художественное значение. Художественность дневниковой прозы классика связана с отбором и способом передачи фактов действительности. Бунин предельно правдив и искренен в своих дневниках, которые он вёл более семи десятилетий. В них предстает великий художник слова, с неподражаемой выразительностью, неповторимой поэтической образностью, высочайшим чувством историзма и, в то же время, с присущей писателю пристрастностью ведущий летопись своей жизни на фоне трех русских революций, общественно-литературной жизни начала XX века, путешествий на Ближний Восток, на Цейлон, в Северную Африку, в Западную Европу. Дневники Ивана Алексеевича дают нам полученное «из первых рук» представление не только о цельности мироощущения и эстетических идеалов писателя, но и доносят непрерывный, слитый воедино «восторг и ужас бытия», наполненный постоянными «думами» об уходящей жизни» и непрерывными размышлениями о будущем России.

Отличительной особенностью дневников Бунина является почти полное отсутствие элементов самоанализа, рефлексии, размышлений. Искренность Бунину заменяла та внутренняя достоверность повествования, которая проявляется в выбранном писателем способе отображения действительности, применяемым как в рассказах, так и в дневниках.3

Дневниковое пространство организуют отдельные фразы, мелкие единичные детали, настроения в момент фиксации событий – записи, явно рассчитанные не только на повествование, но и на выражение, в них Бунин работает как художник. Эти микрозарисовки отличаются концентрированной образностью, которая является характерной чертой фрагментарной прозы.

27 мая 1912 года о пожаре в глотовской деревне: «Народ со всех деревень всё бежит и бежит. Бежит баба, за ней коза. Остановится, ударит козу и опять бежит, а коза за ней».

В том, как факты действительности преподносятся в дневниках, обнаруживается близость творческих исканий Бунина и писателей русского и европейского модернизма. Так, одна из особенностей техники прозы Бунина – это монтажные переходы от панорамы к средним и крупным планам, к сверхкрупным деталям, к микродеталям.

о писателяхВ дневниках Бунина имеется большое количество законченных художественно организованных фрагментов, содержание значительного количества которых составляют пейзажные зарисовки, мир природы и его образы. Именно в этих описаниях Бунин в наибольшей мере проявляет себя как художник, в них находит отражение «космическое мироощущение» писателя.

Наибольшее количество фрагментов с описаниями природы средней полосы России с её многообразием красок присутствуют в дневниках 1916-1917 гг. Облака, деревья, лес, поле – объекты постоянного наблюдения писателя. Картины природы этих лет особенно наполнены красками:

«Девятого ходили перед вечером, после дождя, в лес. Бор от дождя стал лохматым, мох на солнце разбух, местами висит, как волосы, местами бледно-зеленый, местами коралловый. Молодые сосенки прелестного болотно-зеленого цвета, а самые маленькие – точно паникадила в кисее с блестками (капли дождя). Бронзовые, спаленные солнцем веточки на земле. Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-синие ягоды на можевельнике».

дневники 1939 1945

По дневникам Бунина за 1939-1945 гг. можно проследить все узловые моменты Второй мировой войны, узнать как ему тяжело жилось в те годы, как много он писал в то тяжёлое голодное время, уже немолодой, больной.

Художественная сторона дневниковой прозы Бунина связана также с её жанровым многообразием. Дневники писателя включают такие разножанровые структуры, как письма, воспоминания, стихи, вставные рассказы, портретные зарисовки, цитаты из газет и произведений писателей и поэтов. На страницах дневников Бунина можно обнаружить множество портретных набросков – ярких, необычных образов.

Особое место в структуре дневников занимают цитаты из художественных произведений других авторов.

Дневники – и это, пожалуй, главное – дают нам как бы «нового» Бунина, укрупняя личность художника. В то же время они еще резче подчеркивают его бытовую, житейскую «неприкаянность». Он, дворянин с многовековой родословной, любивший вспоминать, что делали его предки в XVIII, а что – в XVII столетии, – вечный странник, не имеющий своего угла. Как ушел из родного дома девятнадцати лет, так и мыкал «гостем» всю жизнь: то в Орле, то в Харькове у брата Юлия, то в Полтаве среди толстовцев, то в Москве и Петербурге – по гостиницам, то близ Чехова в Ялте, то у брата Евгения в Васильевском, то у писателя Федорова в Одессе, то на Капри с Горьким, то в длительных, месяцами продолжавшихся путешествиях по белу свету (особенно влекомый к истокам древних цивилизаций или даже на мифическую прародину человечества), наконец, в эмиграции, с ее уже «узаконенной бездомностью», с уже повторяющимся трагическим рефреном:

9 сентября 1924 г. «Ах, если бы перестать странствовать с квартиры на квартиру! Когда всю жизнь ведешь так, как я, особенно чувствуешь эту жизнь, это земное существовние как временное пребывание на какой-то узловой станции!».

 

См.: Федотова, В. В. К вопросу о художественности дневниковой прозы И. А. Бунина / В. В. Федотова. – Текст : электронный // Киберленинка : научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-hudozhestvennosti-dnevnikovoy-prozy-i-a-bunina/viewer (дата обращения: 22.09.2020).

Крюкова, Н. Г. Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя : специальность 10.01.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Наталья Григорьевна Крюкова. – Текст : электронный // Человек и наука : научная библиотека. – URL: http://cheloveknauka.com/dnevniki-i-a-bunina-v-kontekste-zhizni-i-tvorchestva-pisatelya (дата обращения: 22.09.2020).

 

 

 

Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka