Виртуальная выставка "Неизвестный Бунин: дневники, письма"

 

Главная Дневники, письма

 

 

Бунин 1Сегодня нет в России человека, который не знаком с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Признанный классик русской литературы и её первый нобелевский лауреат (1933), прозаик, поэт, переводчик, почетный академик по разряду изящной словесности (1909), Иван Алексеевич Бунин раньше других писателей-эмигрантов получил безусловное признание в СССР.

«Классиком рубежа двух столетий» назвал его Константин Федин ещё в 1954 году. С той поры вышло уже три собрания сочинений Бунина, множество книг его стихов и прозы.

Бунин чрезвычайно сложен и противоречив как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 годов, на который приходится расцвет и его творчества.

Его произведения на темы современной ему русской жизни, при всей их непосредственной художественно-впечатляющей силе, требуют глубокого размышления, пристального взгляда вдумчивого читателя. «Антоновские яблоки», «Золотое дно», «Деревня», «Суходол», «Ночной разговор», «Весёлый двор», «Худая трава» и другие. Это относится и к произведениям, отражающим многочисленные поездки писателя по свету, его критические раздумья о судьбах буржуазной цивилизации: «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга».

Антоновские яблоки Ночной разговор Деревня Господин из Сан Франциско
  Братья Сны Чанга  

Дневники Бунина – неотъемлемый элемент всей художественной системы писателя, имеющие самостоятельное художественное значение. Художественность дневниковой прозы классика связана с отбором и способом передачи фактов действительности. Бунин предельно правдив и искренен в своих дневниках, которые он вёл более семи десятилетий. В них предстает великий художник слова, с неподражаемой выразительностью, неповторимой поэтической образностью, высочайшим чувством историзма и, в то же время, с присущей писателю пристрастностью ведущий летопись своей жизни на фоне трех русских революций, общественно-литературной жизни начала XX века, путешествий на Ближний Восток, на Цейлон, в Северную Африку, в Западную Европу. Дневники Ивана Алексеевича дают нам полученное «из первых рук» представление не только о цельности мироощущения и эстетических идеалов писателя, но и доносят непрерывный, слитый воедино «восторг и ужас бытия», наполненный постоянными «думами» об уходящей жизни» и непрерывными размышлениями о будущем России.

Отличительной особенностью дневников Бунина является почти полное отсутствие элементов самоанализа, рефлексии, размышлений. Искренность Бунину заменяла та внутренняя достоверность повествования, которая проявляется в выбранном писателем способе отображения действительности, применяемым как в рассказах, так и в дневниках.3

Дневниковое пространство организуют отдельные фразы, мелкие единичные детали, настроения в момент фиксации событий – записи, явно рассчитанные не только на повествование, но и на выражение, в них Бунин работает как художник. Эти микрозарисовки отличаются концентрированной образностью, которая является характерной чертой фрагментарной прозы.

27 мая 1912 года о пожаре в глотовской деревне: «Народ со всех деревень всё бежит и бежит. Бежит баба, за ней коза. Остановится, ударит козу и опять бежит, а коза за ней».

В том, как факты действительности преподносятся в дневниках, обнаруживается близость творческих исканий Бунина и писателей русского и европейского модернизма. Так, одна из особенностей техники прозы Бунина – это монтажные переходы от панорамы к средним и крупным планам, к сверхкрупным деталям, к микродеталям.

о писателяхВ дневниках Бунина имеется большое количество законченных художественно организованных фрагментов, содержание значительного количества которых составляют пейзажные зарисовки, мир природы и его образы. Именно в этих описаниях Бунин в наибольшей мере проявляет себя как художник, в них находит отражение «космическое мироощущение» писателя.

Наибольшее количество фрагментов с описаниями природы средней полосы России с её многообразием красок присутствуют в дневниках 1916-1917 гг. Облака, деревья, лес, поле – объекты постоянного наблюдения писателя. Картины природы этих лет особенно наполнены красками:

«Девятого ходили перед вечером, после дождя, в лес. Бор от дождя стал лохматым, мох на солнце разбух, местами висит, как волосы, местами бледно-зеленый, местами коралловый. Молодые сосенки прелестного болотно-зеленого цвета, а самые маленькие – точно паникадила в кисее с блестками (капли дождя). Бронзовые, спаленные солнцем веточки на земле. Калина. Фиолетовый вереск. Черная ольха. Туманно-синие ягоды на можевельнике».

дневники 1939 1945

По дневникам Бунина за 1939-1945 гг. можно проследить все узловые моменты Второй мировой войны, узнать как ему тяжело жилось в те годы, как много он писал в то тяжёлое голодное время, уже немолодой, больной.

Художественная сторона дневниковой прозы Бунина связана также с её жанровым многообразием. Дневники писателя включают такие разножанровые структуры, как письма, воспоминания, стихи, вставные рассказы, портретные зарисовки, цитаты из газет и произведений писателей и поэтов. На страницах дневников Бунина можно обнаружить множество портретных набросков – ярких, необычных образов.

Особое место в структуре дневников занимают цитаты из художественных произведений других авторов.

Дневники – и это, пожалуй, главное – дают нам как бы «нового» Бунина, укрупняя личность художника. В то же время они еще резче подчеркивают его бытовую, житейскую «неприкаянность». Он, дворянин с многовековой родословной, любивший вспоминать, что делали его предки в XVIII, а что – в XVII столетии, – вечный странник, не имеющий своего угла. Как ушел из родного дома девятнадцати лет, так и мыкал «гостем» всю жизнь: то в Орле, то в Харькове у брата Юлия, то в Полтаве среди толстовцев, то в Москве и Петербурге – по гостиницам, то близ Чехова в Ялте, то у брата Евгения в Васильевском, то у писателя Федорова в Одессе, то на Капри с Горьким, то в длительных, месяцами продолжавшихся путешествиях по белу свету (особенно влекомый к истокам древних цивилизаций или даже на мифическую прародину человечества), наконец, в эмиграции, с ее уже «узаконенной бездомностью», с уже повторяющимся трагическим рефреном:

9 сентября 1924 г. «Ах, если бы перестать странствовать с квартиры на квартиру! Когда всю жизнь ведешь так, как я, особенно чувствуешь эту жизнь, это земное существовние как временное пребывание на какой-то узловой станции!».

 

См.: Федотова, В. В. К вопросу о художественности дневниковой прозы И. А. Бунина / В. В. Федотова. – Текст : электронный // Киберленинка : научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-hudozhestvennosti-dnevnikovoy-prozy-i-a-bunina/viewer (дата обращения: 22.09.2020).

Крюкова, Н. Г. Дневники И. А. Бунина в контексте жизни и творчества писателя : специальность 10.01.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Наталья Григорьевна Крюкова. – Текст : электронный // Человек и наука : научная библиотека. – URL: http://cheloveknauka.com/dnevniki-i-a-bunina-v-kontekste-zhizni-i-tvorchestva-pisatelya (дата обращения: 22.09.2020).

 

 

 

Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka