Всё, что вы хотели знать о мифах Японии - в городских библиотеках

Год Японии в РоссииВ год Японии мы продолжаем рассказывать о  культуре Страны восходящего солнца. Сегодня наш материал посвящён удивительной и самобытной японской мифологии.

КодзикиЯпонская мифология включает в себя элементы синтоистских, буддистских и традиционных народных верований. До наших дней дошло множество письменных памятников, в которых запечатлены японские мифы. Самые известные мифологические своды это «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.), «Нихонги» (или «Нихонсёки», «Анналы Японии», 720 г.), этногеографические описания японских провинций, т. н. фудоки («Записи о землях и обычаях», 8 в.), древнейшие молитвословия норито, «Когосюи» («Собрание древних слов», нач. 9 в.) и «Кюдзихонги» («Главные записи о делах старины», нач. 12 в.). Наибольшее количество мифов вошло в «Кодзики» и «Нихонги». Эти своды и составили официальную мифологию.

 

 Богиня АматэрасуЯпонские мифы делятся на три основных цикла. В первом из них действие происходит на равнине высокого неба такама-но хара, где живут небесные боги во главе с богиней солнца Аматэрасу, и в царстве мёртвых ёми-но куни. В такама-но хара у богов есть всё, что нужно для комфортной жизни: дома, рисовые поля и прочие блага. Ёми-но куни — царство вечной тьмы.

Представления японцев о загробном мире отражены в следующем мифе. Богиня Идзанами умерла при рождении одного из своих детей. Её муж Идзанаки отправился за ней в царство мёртвых в надежде вернуть свою возлюбленную в мир живых. Однако Идзанами уже отведала "пищи с очага подземной страны", то есть стала обитателем мира мёртвых, которым нельзя находиться рядом с живыми. Всё же Идзанами решила посоветоваться с богами подземной страны относительно возможности вернуться в верхний мир, но запретила Идзанаки следовать за собой. Долгое отсутствие жены заставило Идзанаки нарушить запрет — он отправился на её поиски и увидел Идзанами в окружение страшных богов грома. Испугавшись, бог обратился в бегство, а разгневанная его непослушанием Идзанами послала за ним в погоню богов грома и фурий подземной страны, а затем и вовсе начала преследовать мужа сама.

Идзанаки спасся, используя магические предметы — сетку для волос, гребень, которые превратились в тростник и подземный виноград, преграждавший дорогу чудовищам. Очищаясь от скверны ёми-но куни в водах реки, он породил трёх главных божеств. Из его левого глаза возникла богиня солнца Аматэрасу, из правого глаза — бог луны Цукиеми, а из носа — бог стихии и бури Сусаноо.Миф отражает представления древних японцев о загробном мире, мыслимом как "нижняя страна", любое соприкосновение с которой оскверняет и требует ритуального очищения.

Во втором и третьем цикле действие происходит на земле. Во втором цикле мифов, связанном со страной Идзумо (древнее название местности ныне расположенной в центральной части Японии), рассказывается о земном боге Окунинуси, правившем этой страной. Сначала он боролся за сохранение власти со своими братьями, а затем —  с богиней Аматэрасу, задумавшей послать в Идзумо небесного наместника.

Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Мия-дзаки, остров Кюсю). Герои этих мифов — боги ками (другое название микото). Некоторые из них антропоморфны, другие олицетворяют собой абстрактные и умозрительные представления. Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и, наконец, ещё ниже — ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы.

Богиня солнцаИнтересно, что в Японской мифологии нет единого творца-демиурга. Всё начинается не с хаоса, а с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного с появлением богов-ками.

В японских мифах вычленяется много сказочных мотивов и сюжетов, явно более позднего происхождения, чем основные сюжетные линии. Так, в мифах часто действуют животные-помощники. Например, мышь в рассказе об испытаниях О-кунинуси, «голый заяц» Акахада-но усаги в мифе об О-кунинуси и его старших братьях — ясогами.

Использованы материалы из онлайн-энциклопедии "Мифы народов мира"

ПОДРОБНЕЕ УЗНАТЬ О ЯПОНСКОЙ МИФОЛОГИИ ВЫ СМОЖЕТЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КНИГ В ГОРОДСКИХ БИБ ЛИОТЕКАХ:

  • Дэвис, Хэдленд Мифы и легенды Японии / Х.Дэвис;[Пер.с англ.О.Д.Сидоровой]. - М. : Центрполиграф, 2007. - 380 с.

Где можно взять: Центральная городская библиотека, библиотека на Добролюбова, библиотека в Молочном, библиотека на Пролетарской, Детская библиотека на Авксентьевского, библиотека на Судоремонтной. Центр экологического просвещения, библиотека Тепличного микрорайона, библиотека семейного чтения на Архангельской

  • Золотая книга мифов, легенд и сказок Японии: [сборник] / [сост.: А. Мещеряков, Н. Будур, С. Прокофьева; пер. с японского: В. Марковой, А. Мещерякова, Е. Пинус; худож. О. Баловинцева]. - Лит.-худож. изд. - Москва : ТЕРРА - TERRA, 1996. - 390, [2] с. : ил.

Где можно взять: Детская библиотека на Авксентьевского

  • Мифы и легенды народов мира : [сборник]. Восточная и Центральная Азия / [худож.: И. Е. Сайко, А. В. Воронов, Н. Кочергин, Г. Макаров, Ю. Макаров]. - Москва : Мир книги , 2004. - 448 с. : ил. - (Мифы и легенды народов мира).

Где можно взять: Центральная городская библиотека, библиотека на Добролюбова, библиотека на Чернышевского, библиотека на Пролетарской, Детская библиотека на Авксентьевского, библиотека на Судоремонтной, Детская библиотека на Текстильщиков, библиотека на Псковской, библиотека семейного чтения на Архангельской, библиотека в Бывалово

.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить