От учителя до писателя. Кто из известных литераторов был педагогом?

Кто из известных писателей был педагогом?Учитель – это больше чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог не только учит и поучает, но и воспитывает, вдохновляет.

А ещё многие писатели, которых мы хорошо знаем, когда-то были педагогами.

Их педагогический опыт даже лёг в основу многих произведений.

Так кто же из знаменитых писателей сидел за учительским столом, готовился к лекциям, ходил по урокам, проверял тетрадки?

Сейчас расскажем!

 

 

Иван Андреевич Крылов

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский писатель, поэт, баснописец, издатель.

Известен как автор более 200 басен.

После смерти Екатерины II поступил на службу к князю Сергею Голицыну не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.

Иван Андреевич не видел смысла ограничиваться исключительно литературой. Он обращал в образование все то, что умел сам, включая иностранные языки и даже скрипку. Будучи хорошо знаком со сценой, написал и поставил шутовскую трагедию «Триумф, или Подщипа», в которой играл сам и объяснял азы театра подрастающему поколению.

Один из учеников Крылова вспоминал: «Уроки наши проходили почти все в разговорах; он умел возбуждать любопытство, любил вопросы и отвечал на них так же толковито, так же ясно, как писал свои басни. Он не довольствовался одним русским языком, а к наставлениям своим примешивал мною нравственных поучений и объяснений разных предметов из других наук».


Пётра Павлович Ершов

Ершов Пётр Павлович (1815-1869) – русский поэт, прозаик, драматург, автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок».

В 1831-1835 гг. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета.

Вернувшись по окончании университета на родину (1836 г.), работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии.

Пётр Павлович мечтал изменить подход к образованию в России, вводил в обучение элементы университетской программы, знакомил  с произведениями современной литературы, стремился поощрять в учениках самостоятельность.

Один из его учеников – Дмитрий Иванович Менделеев.


Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870) – русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель.

Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей. С отличием окончив юридический факультет Московского университета, продолжил там же подготовку к сдаче магистерского экзамена. В 1854 г. ему удалось получить работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Одновременно он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения».

С 1862 г. Ушинский проводит пять лет за границей для лечения и изучения школьного дела. В Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии Ушинский знакомится с передовыми учебными заведениями различного типа (школами, в том числе женскими, детскими садами и приютами), что дает ему материал для дальнейшейдеятельности по созданию отечественной научной педагогики. «Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни».


Антон Чехов

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – русский писатель, драматург.

Во время учебы в гимназии занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в Москве.

Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».

Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей – в Талеже, Новосёлках и Мелихове.

Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело» , «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».


Бажов Павел Петрович

Бажов Павел Петрович (1879-1950).

Был репетитором, работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Благодаря доброму и внимательному отношению к ученикам был у них одним из любимых педагогов. Воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего.

Подопечные помогали ему собирать материал для литературных произведений: на каникулах записывали пословицы и загадки.

В послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.


Макаренко Антон Семёнович

Макаренко Антон Семенович (1888-1939) – советский педагог и писатель.

Решением ЮНЕСКО (1988) вошел в число четырех выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Окончив в 1904 г. четырёхклассное училище в Кременчуге, с 1905 г. начал работать учителем.

Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей и заведовал ей в селе Ковалёвка, близ Полтавы (с 1921 г. носила имя М. Горького).

В 1927-1935 гг. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, на практике воплощая свою педагогическую систему.


Виталий Бианки

Бианки Виталий Валентинович (1894-1959) – советский писатель, автор произведений о природе для детей.

В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна. «Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)


Крапивин Владислав Петрович

Крапивин Владислав Петрович (1938-2020) – советский и российский детский писатель.

Родился в семье педагогов. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького. На производственной практике, проходившей между 2 и 3 курсом в газете «Комсомольская правда», познакомился с Симоном Соловейчиком, создателем педагогики сотрудничества. Литературное творчество писателя неразрывно связано с его педагогической деятельностью. В 2007 году Крапивин уехал в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета, вёл для студентов школу литературного мастерства.

 

 Лариса Некипелова


Городская библиотека семейного чтения №18
160032, г.Вологда, ул. Архангельская, 11, тел. 8(8172)73-80-59,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ВК: vk.com/cbsvologda_18

Добавить комментарий


Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka