У многих людей Самуил Маршак ассоциируется с детскими стихами "Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!", "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной". А ведь Маршак с огромным количеством умных, тонких переводов и серьёзной лирикой гораздо сложнее. Рассказать о моментах, которые меня цепляют в его текстах не из детских хрестоматий?
И о счастье, и о горе Маршак говорит лаконично, сдержанно, просто. Как будто бы ведёт разговор внутри своей души и лишь позволяет читателю стать незримым слушателем. Кажется, что тексты его – это принятие мира во всём его грустном и радостном разнообразии.
Кажется, своё поэтическое кредо Самуил Яковлевич выразил в эпиграмме неведомому поэту:
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
В стихах Маршака нет никакого прошлогоднего варенья.
Ведерко, полное росы,
Я из лесу принес,
Где ветви в ранние часы
Роняли капли слез.
Ведерко слез лесных набрать
Не пожалел я сил.
Так и стихов моих тетрадь
По строчке я копил.
Мне кажется, одна из ключевых тем у поэта – взаимоотношения человека и Времени. Излюбленные мотивы – воспоминания о светлом минувшем, сравнение прошлого и настоящего, ностальгия.
Порой часы обманывают нас,
Чтоб нам жилось на свете безмятежней,
Они опять покажут тот же час,
И верится, что час вернулся прежний.
Во мне так отзываются строки, посвящённые жене:
Колышутся тихо цветы на могиле
От легкой воздушной струи.
И в каждом качанье негнущихся лилий
Я вижу движенья твои.
Порою печальна, подчас безутешна,
Была ты чужда суеты
И двигалась стройно, неслышно, неспешно,
Как строгие эти цветы.
Люблю стихи, в которых Маршак говорит о природе. Мне нравится, что в ней автор видит будто бы собеседника, друга, не смотрит на неё свысока взглядом всемогущего властелина.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: "Хороша!"
И была она, кажется, рада.
Каждая часть природного мира заслуживает внимания, понимания, даже сострадания.
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
Еще совсем недавняя весна,
Что эти листья - летняя прохлада,
Струившая зеленоватый свет...
Как хорошо, что у деревьев сада
О прошлых днях воспоминанья нет.
О поэзии Маршака Лев Аронштам писал "Эта прекрасная философская поэзия, освещенная солнцем уходящего лета, наполненная живыми красками и голосами природы, сдержанной болью много пережившего и не сдавшегося человека". Да.
Если вы ещё не открыли для себя взрослую лирику Маршака, очень надеюсь, что это открытие состоится и принесёт вам радость.
Лариса Комарова