Прочитала документальную повесть Василия Пескова "Таёжный тупик". О семье старообрядцев, долгие годы прожившей без контактов с внешним миром. Их случайно обнаружили в конце семидесятых годов, и встреча стала потрясением как для тех, кто много лет жил без людей, так и для тех, кто столкнулся с лесными "отшельниками".
Старик открыл дверь, и мы оказались в затхлых липких потемках. Опять возникло тягостное молчание, которое вдруг прорвалось всхлипыванием, причитаниями. И только тут мы увидели силуэты двух женщин. Одна билась в истерике и молилась: «Это нам за грехи, за грехи...» Другая, держась за столб, подпиравший провисшую матицу, медленно оседала на пол. Свет оконца упал на ее расширенные, смертельно испуганные глаза, и мы поняли: надо скорее выйти наружу. Старик вышел за нами следом. И, тоже немало смущенный, сказал, что это две его дочери.
Геологи нашли Лыковых в 1978 году, однако история началась намного раньше – десятилетия назад староверы Акулина и Карп вместе с детьми решили удалиться от мира. На самом деле, начало было положено в далёком семнадцатом столетии, во времена раскола, потрясшего и разделившего всю страну. В ту пору, многие, не желавшие мириться с новыми порядками, не желавшие изменять привычной вере, стремились схорониться в самых потаённых уголках страны, в глухих лесах, на берегах труднодоступных рек.
Василий Песков не просто рассказывает историю Лыковых, он стремится понять этих людей и принять их такими, какие они есть: исследует истоки их религиозного чувства, объясняет некоторые обычаи, принятые в старообрядческой среде.
В книге есть место и смешному и грустному, есть ещё много тайн, о которых читатель может только догадываться. Очень ярко и живо Василий Песков описывает взаимодействие Лыковых с миром: от ужаса и страха до любопытства, искреннего дружелюбия, обоюдной заботы. Очень интересно было следить, как меняется постепенно быт семьи Карпа Осиповича.
В отведенной для них палатке гости долго пробовали, мяли ладонями раскладушки. Дмитрий, не раздеваясь, лег на постель. Савин не решился. Сел рядом с кроватью и так, сидя, спал. Я позже узнала: он и в хижине приспособился сидя спать – «едак богу угодней».
В поселке геологов, увидев электрическую лампочку, Лыковы с интересом поочередно нажимали на выключатель, пытаясь, как двухлетние дети, уловить странную связь между светом и черной кнопкой. «Что измыслили! Аки солнце, глазам больно глядеть. А перстом прикоснулся – жжет пузырек!» – рассказывал Карп Осипович о первых посещениях семейством «мира», неожиданно к ним подступившего.
Персонажей книги Василия Пескова легко представить воочию: в сети нетрудно найти их фото. Агафья Лыкова жива и в наши дни. Все, кто заинтересуются её судьбой и жизнью смогут найти новые фотографии и истории.
Повесть совсем небольшая, можно прочитать за один вечер... и прикоснуться ненадолго к миру удивительных, стойких, обладающих огромной душевной силой людей.
Книга есть в Отделе обслуживания Центральной городской библиотеки, библиотеке семейного чтения на Архангельской, библиотеке на Чернышевского, библиотеке Лосты, библиотеке Молочного.
Лариса Комарова