Это одна из тех книг, которая переворачивает сознание. Даёт силы жить. Спасает от внутреннего раздрая.
«Железные люди» − сборник рассказов о послеперестроечной деревне. Что мы знаем о ней? Умерла, исчезла вовсе, обезлюдела, смотрит укоризненно пустыми глазницами выбитых окон в избах, или заполнилась дачниками. Не гибель вроде, но такая... неравнозначная очень замена исконно русскому, с дедами и прадедами связанному.
Деревня в книге Натальи Мелёхиной другая. Да, сложно ей. Да, безденежно. Да, труд на селе тяжёлый. Но жива, жива деревня! Живы те, кто сердцем прирос к земле. А вместе с ними —сострадание, милосердие, терпимость к ближнему.
Люди, которые трудятся тяжело и много, с трудом сводят концы с концами отчего-то светятся особенной добротой. Герои рассказов забирают к себе чужих стариков, у которых нет родных, и заботятся о них. Отдают тяжёлым трудом заработанную премию на инструменты для оркестра интерната для слепых и слабовидящих детей. Помогают в тяжёлые минуты тем, с кем много лет жили в ссоре. Откуда такая сила души в их не очень-то светлой действительности? На чём стоит деревня? На вере, надежде, любви!
Спасает вера во Всевышнего.
«Бог обитал везде и во всем, и Дашка это точно знала: Он трепетал в листиках, тёк ручьями, благоухал цветами, жил в иконах, в небе, луне и звездах, на земле и даже в самой Дашке, хотя непонятно, как Он, такой огромный, помещался в ней, такой маленькой. Дашка спрашивала об этом у мамы и бабушки, но они неизменно отвечали, что этого людям знать не дано».
Вера в ближних. Не на кого было оставить бабке Густе больного сына Лёньку, кроме племянника Валеры и верила она, уповала на то, что он не отправит двоюродного брата в приют для душевнобольных. Никто не верил, а бабка Густя не слушала. После смерти тётки Валера забрал брата к себе.
Что бы ни было, а спасает надежда на лучшее. Непременно вернётся пропавший друг-пёс. Оправится от удара тётя Тася. И пусть клуб деревенский закроется, но маленькая группа из местных ребят всё равно сыграет свой концерт...
А ещё на плаву держит любовь. Не только к родным и близким, и даже не только к людям вообще, но и ко всему живому – к деревенским животным, самой малой травинке в лесу. Всё вокруг дорого крестьянам Натальи Мелёхиной.
Слово-то какое – крестьяне! Дикость, пожалуй, но оно непривычно уже для нас. Мне оно в исторических книгах и фильмах всё больше встречается. А в книге постоянно – крестьянин, крестьянский. Одно слово, а тепла от него!
В этой книге для меня оказались важными абсолютно все рассказы. Как обычно бывает, когда рассказываешь о книге – довольно быстро вспоминаются самые-самые моменты, то, что потрясло сильнее всего. А тут не знаешь, что выбрать. Все герои дороги и к каждому рассказу хочется вернуться – и есть в этом что-то даже от волшебства.
Лариса Комарова