Та, которая шкаф. О повести Людмилы Потапчук 12+

Фото с сайта PinterestРазмышляю о повести Людмилы Потапчук "Так, которая шкаф", вошедшей  в число финалистов "Книгуру".

Героиню, четвероклассницу Шуру, жестоко травят всем классом. Очень жестоко.

Автор всматривается в этих мальчиков и девочек, милых, весёлых и озорных. Пытается понять, откуда в них столько жестокости и ненависти:

Мормыш, Оля Мышкина. Очень маленькая и очень миленькая девочка. В начале сентября Шура была у нее в гостях. Уроки закончились, и Шуре в тот день не надо было в эстрадную студию, и она, пиная оранжево-розовые кленовые листья, медленно шла по школьному двору, и ее нагнала запыхавшаяся Мормыш и спросила: «А ты куда, Шур? Ты петь, да? А можно я с тобой?».

Последним летом каждое утро ходили друг к дружке в гости: один день – к Карине, другой – к Шуре. Играли в принцесс, раскрашивались аквагримом. Рубились в видеоигры, рисовали комиксы про Соника и покемонов. Бегали и прятались от Карининого брата, Максика. А давно, когда были обе совсем маленькие, мама Карины разрешала им немножко повозить коляску с Максиком, таким крошечным, что коляска была ему как большая кровать.

Почему по-отдельности все они в общем-то ничего, а собравшись вместе, превращаются в злобное, многоротое, многоликое, многорукое и многоногое зубатое чудовище? В коллективную жестокую гадину. В живое пыточное устройство.

Если уж рассуждать о причинах... Да, в толпе люди становятся злее. Да, дети порой не ведают, что творят.

А ведь дело не только в детях, их же воспитывают взрослые. Те самые, которые, услышав, безобидную песню про ведьму снимают четвёртый класс с конкурса, из-за чего дети начинают вымещать свою обиду и бессилие на исполнительнице.  Те самые взрослые, которые выживают из Дома творчества талантливого педагога.

– За несоответствие занимаемой должности и превышение каких-то там полномочий, – убитым голосом говорит Лера. – Нет, ты представляешь? Сколько лет она с вами возится, на каждом городском концерте ревут ваши фанаты – и вдруг несоответствие! Бред! Сивой, как ее, коровы.

А вот и не бред, думает Шура, переставляя ноги по утрамбованному снегу. Не бред. Ничему и никому Нона Петросовна, конечно, не соответствует. Как не соответствовала бы сказочная синяя птица каким-нибудь курам.

Те самые взрослые, которые не признают ничего нового, яркого, не подходящего под стандарты. Которые старательно не замечают, как травят девочку.

Когда стремление отгородиться от мира становится  нестерпимым Шура уходит в... Зашкафье. это совсем особенный мир, где каждый может быть таким, каким захочет.  И где обитают такие же бесприютные и одинокие души. Есть загвоздка: всякий, пребывающий в Зашкафье, отрешается от реального мира.

Я не буду рассказывать, как через всё это проходит ребёнок, и чем завершается история. Какой бы ни был конец – хороший или скверный, развязка этого узла, мне кажется, не так важна. Важно, чтобы  к таким сюжетам не подталкивала жизнь. И для этого нужны такие книги.

Книга притягивает  не только остротой и актуальностью. Несмотря на тяжёлые сцены, она доставляет огромное читательское удовольствие. Ловить аллюзии-отсылки, всматриваться в перелицованный миф о Ясоне и Медее, думать об устройстве психики, выискивать больше и больше смыслов с каждым прочтением... Уходить из неё на предельно чёткой  и ёмкой фразе. Это так книга, к которой хочется возвращаться и иметь в домашней бибилотеке.

Лариса Комарова, методист по связям с общественностью

Добавить комментарий


Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka