Забота матери проявляется по-разному, но всегда говорит об одном — она нас любит. Расскажем о том, какие отношения с мамами были у литературных гениев.
Мария Ивановна Гоголь — мама Николая Васильевича Гоголя.
- Дала обет перед иконой угодника Божия, что если у нее будет сын, наречет его Николаем;
- Внимательно следила за творчеством сына и была ценнейшим «поставщиком» сведений о жизни, обычаях и верованиях малороссиян;
- Мария Ивановна собрала для сына богатейший этнографический материал: описания костюмов, церемоний сватовства, свадебных, крестильных, поминальных и других обрядов, игр и песен;
- В своих письмах Гоголь просил прислать, например, «обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей... Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее, с их названиями и делами. Множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов, и проч., и проч., и проч. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно»— из письма Гоголя матери, 30 апреля 1829 года).
Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух — мама Александра Александровича Блока,
- Была талантливой переводчицей французской прозы и поэзии (переводила Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Ги де Мопассана и дрдругих);
- Писала детские стихи и рецензии, составила биографию Михаила Ломоносова;
- Открыла сыну мир русской и зарубежной поэзии и была для него человеком, к мнению которого поэт прислушивался всю свою жизнь;
- Она сразу почуяла в сыне поэта и была настолько близка к новым веяниям в литературе, что могла понимать его стихи, как очень немногие — в то время его поэзия казалась большинству очень странной и непонятной;
- Восьмилетний Саша посвятил маме первые четверостишия. Он поместил их в специально оформленный «Мамулин альбом». На одной из его страниц красовалась надпись: «Я люблю мамулю»;
- Теплые детские чувства не угасли с возрастом. Даже из далеких поездок Блок отправлял матери письма и называл ее «Моя дражайшая маменька».
Любовь Алексеевна Кулунчакова — мама Александра Ивановича Куприна.
- Мать писателя была княжеских кровей: род Кулунчаковых вел свое начало от татарского князя. По мнению многих историков, Наровчат (родина Куприна, Пензенская область) в XIV веке был центром одной из областей (улусов) Золотой Орды, основанной ханом Батыем. Куприн очень гордился своим происхождением по материнской линии. Было время, когда он надевал восточный халат и носил татарскую тюбетейк.
- Мать — дальновидный стратег — просчитывала каждый свой шаг. Судьба детей зависела только от ее решительных действий. Она была авторитарной, жёсткой матерью, не позволяла никакого проявления слабости, жалости ни к себе, ни к детям. Куприн-ребёнок почитал мать как «верховное существо»;
- Во время работы над романом «Яма» Куприну был нужен умный, чуткий и любящий советник. «Ты мне сейчас очень нужна, — пишет он матери. — Ни твой опыт, ни твой ум, а твой инстинктивный вкус, которому я верю больше, чем всей теперешней критике»;
- После смерти матери Куприн в беседе с журналистом так говорил о Любови Алексеевне: «Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, она непременно выскажет свое мнение в метком, сильном, характерном слове. Откуда только она брала такие слова?! Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы ее слова и выражения».
Розалия Исидоровна Кауфман — мама Бориса Леонидовича Пастернака.
- Была талантливейшей пианисткой. Ей прочили головокружительную музыкальную карьеру, однако между служением музыке и семейными заботами она сделала свой жизненный выбор в пользу детей;
- С большим вниманием мать относилась к воспитанию и обучению старшего сына Бориса, водила его в Консерваторию на симфонические концерты, устраиваемые для детей. Они вместе посещали музеи, совершали прогулки по городскому саду. Это был мир искусства, естественным образом вошедший в будни детей семьи Пастернак;
- С ранних лет Борис Леонидович был окружён самыми известными композиторами России, посещавшими дом Пастернаков. Он был так увлечен музыкальным искусством матери, которым восторгались все гости, что решил пойти по её стопам и стать пианистом. Его игру благословил композитор Александр Скрябин. Одновременно с учебой в гимназии Пастернак прошел шестилетний курс композиторского факультета Консерватории, однако в 1908 году оставил музыку ради философии. Он посчитал невозможным посвятить себя музыке, так как не обладал абсолютным слухом;
- Весной 1912 года на скопленные матерью деньги он поехал изучать философию в Германию, в Марбургский университет. Там Пастернаку прочили будущее видного ученого, однако он отказался от карьеры философа, так же как ранее – от карьеры композитора. Пастернак решил стать поэтом.
Екатерина Осиповна Корнейчукова — мама Корнея Ивановича Чуковского.
- Екатерина Осиповна была статной красавицей, как писал о ней сын. По выходным она носила шляпку, кружевные перчатки и умела казаться барыней.
- Какой восхитительно нежной, мудрой и мужественной была мама у Корнея Чуковского, можно узнать из его автобиографической повести «Серебряный герб»: «Мама была из тех русских женщин, которые останавливают скачущих коней и входят в горящие избы. Её жизнь была повседневным материнским подвигом, непрестанным усилием воли»;
- Детство будущего писателя прошло в Одессе. Бедная комната, в которую вели три ступеньки, с погребом под полом, стараниями мамы превратилась в уютную обитель. «Комната была небольшая, но очень нарядная, в ней было много занавесок, цветов, полотенец, расшитых узорами. И всё это сверкало чистотой, так как чистоту мама любила до страсти» (Вот откуда Мойдодыр!);
- В дневниках, воспоминаниях и художественной прозе Чуковского складывается портрет «мамочки» – набожной, строгой, величавой, всегда занятой делом, сосредоточенной молчуньи, чьи руки всё умеют – и делать дивные вареники, и творить искусную вышивку.