Первый класс – испытание как для родителей, так и для детей. В это время немало хлопот – нужно привыкнуть к новому распорядку, познакомиться со школой, учителями и одноклассниками, усвоить школьные правила. А как же чтение? Ведь привычка к чтению, которая без любви, тяги и интереса не возникает и не развивается, — базовый навык для успешного обучения. Всегда ли школьная программа помогает юному читателю по-настоящему полюбить чтение? Как можно помочь ребёнку подружиться с книгами? Библиотека на Советском проспекте предлагает читателям план, рассчитанный на весь учебный год. Впрочем, пользоваться им могут не только родители первоклассников: для дошкольников и других младших школьников он тоже подойдет.
Сентябрь
Читаете ли вы ребёнку вслух? Обязательно продолжайте или начните это делать – даже если он хорошо умеет читать сам . Пусть чтение увлекательных историй ассоциируется с отдыхом, семейным теплом и уютом.
Октябрь
Через некоторое время предлагайте ребёнку читать книги вместе. Можно использовать уловку: останавливаться на самом интересном месте и предлагать продолжить чтение потом. Можно попробовать договориться с ребёнком читать по очереди: страничку вы, страничку он.
Ноябрь
Попробуйте устроить небольшие соревнования или предложить ребёнку игру: пусть он, к примеру, представит, что он играет в компьютерную игру и ему нужно перейти на следующий уровень чтения.
Декабрь
Детям сложно читать самостоятельно. Первое время договоритесь, что вы читаете вместе. Вы — свою книгу, ребенок — свою. Для начала 15–20 минут, этого хватит. Читайте, сидя рядом друг с другом.
Январь
Выбирайте для чтения на каникулах атмосферные истории, а выбор книги попробуйте представить как праздник: пусть ребёнок выбирает всё, что ему хочется в библиотеке или в книжном магазине, обратите его внимание не только на книги, но и на необычные закладки, блокнотики и т.д. Пусть выбор книги ассоциируется с самыми приятными впечатлениями.
Февраль
Если ребёнок испытывает скуку при знакомстве с произведениями из школьной программы, помогите отыскать ему в стихотворении или рассказе хоть что-нибудь хорошее. Может быть, там есть мудрая мысль, интересная фраза, оригинальное название, занятные наблюдения или хотя бы у автора забавная фамилия Этот принцип, к слову, пригодится не только для чтения, а будет полезен и дальше — во время учебы в целом.
Март
От чтения к письму, но не прямым путем. Предложите ребенку описать одним словом свой прошедший день и запишите это слово большими буквами. Старайтесь каждый день придумывать новые слова и не повторяться.
Начнёте со слова «нормальный», а вот дальше всё будет намного любопытнее.
Апрель
Пусть ребенок ведет дневник, как ему хочется. Записывайте всё, что приходит в голову, и не бойтесь ошибок и нелепостей, играйте и вспоминайте смешные случаи. Пролили сок на книжку? Во время чтения прилетела странная птица? Всё это можно записать, пусть оно и не связано с прочитанным напрямую.
Май
Девиз этого месяца — полная самостоятельность в выборе. Предложите ребенку самому продумать и сформировать список книг к летним каникулам, оценить, какое количество он осилит, какие темы интересуют его больше всего, — и сходите вместе в библиотеку.
По материалам Центральной городской детской библиотеки им А.П. Гайдара г. Москвы