И я пришла, меня зовут Победа: воспоминания очевидцев

Окончание Великой Отечественной войныНам сейчас  даже трудно представить о чём думали и что чувствовали  9 мая 1945 года те, кто долгие годы ждал окончания войны, кто сражался на фронте, трудился в тылу... Но мы попробуем! Сегодня мы публикуем для вас воспоминания очевидцев о памятном дне, который навсегда вошёл в историю нашей страны.

 

Милица Владимировна Быстрова

Милица Владимировна БыстроваМилица Владимировна Быстрова по профессии учитель начальных классов.

Её трудовая биография началась в 1941 году. Она работала учительницей в школах Сокольского района. В 1944 году по разнарядке органами НКВД была мобилизована в освобождённые районы Белоруссии и работала в колониях для беспризорных детей. Там же встретила победный май 1945 года.

В послевоенные годы долгое время работала воспитателем в Кадниковском детском доме, школе интернате и детском санатории. Вот её рассказ.

В начале 1945 года меня перевели на работу в спецотдел Гомельского областного управления внутренних дел. Работать приходилось по 10-12 часов. Там, в Гомеле, я и встретила День Победы.

Об окончании войны мы узнали раньше, чем было объявлено официально.

Мы с подружкой 8 мая пришли с обеда раньше и сели на лавочку во дворе областного управления НКВД. К нам подошли ребята из фельдсвязи. Сидим, разговариваем, и тут один не вытерпел: «Девчонки, война ведь кончилась!» Мы переглянулись, обалдели... Весть быстро распространилась, но все ждали официального сообщения. Оно прозвучало по радио около 10 часов вечера, и радости не было предела. Поднялась сумасшедшая пальба, началось ликование. Все смеялись, обнимались, поздравляли друг друга. На следующий день на центральной площади Гомеля по этому случаю состоялся митинг и парад войск гарнизона, а потом – танцы до самой ночи.

Уехать после войны удалось не сразу. Из армии в первую очередь стали демобилизовать специалистов, в том числе и учителей, чем я и воспользовалась. Меня отпустили в октябре 1945 домой – на Вологодчину, в Сокольский район.

Записано Галиной Смирновой


Аверкий Леонидович Молчанов

Аверкий Леонидович МолчановМой отец Молчанов Аверкий Леонидович (23.05.1926-10.01.1986) родился в деревне Наволок Падчеварского сельсовета Вожегодского района Вологодской области. В Падчеварах окончил семилетку. В 1943 году ушел на фронт семнадцатилетним. В его деревне в то время был страшный голод, многие от голода умирали. Поэтому он говорил, что армия его спасла, ведь он первое время даже не мог поднимать винтовку — так был слаб. Так что на передовую попал не сразу, несколько месяцев был на финском фронте, где тогда не было активных боев. Вспоминал, как собирал картошку на поле под обстрелом финнов. Есть хотелось очень, а финны стреляли не прицельно, а больше для острастки. Месяца за три окреп и даже подрос, хотя всю жизнь был совсем не высоким, но очень крепким, как бы теперь сказали, спортивным.

Участвовал в штурме Берлина. Закончил войну в Берлине в звании гвардии старшина. Расписался на Рейхстаге. Это был единственный эпизод из его военной жизни, о котором он рассказывал детям довольно подробно и без утаек. Рассказывал он, например, о том, что Егоров и Кантария были не единственными воинами, которые водружали на Рейхстаг знамя Победы. Таких было несколько, и он даже называл фамилии, так как знал их лично и видел всё сам. На картине из школьного учебника истории показывал, где он расписывался. Рассказывал о том, как Лидия Русланова пела для наших солдат на ступеньках Рейхстага, её пение произвело на всех очень большое впечатление, сильный голос разносился далеко и проникал в душу. Это был такой праздник для всех! Слушал он и Клавдию Шульженко, но уже в концертном зале.

О других эпизадах военной жизни рассказывал очень скупо и неохотно, не только потому, что воспоминания тяжёлые, но и потому, что многого рассказывать было нельзя. Когда к нему обратился журналист из «Красного Севера» с просьбой поделиться воспоминаниями о том, за что получена польская награда (довольно редкая медаль), это вызвало большое неудовольствие и раздражение.  Шутя, отмечал, что эта награда далась ему легче всего — дали, можно сказать, ни за что. За смекалку и находчивость.

Аверкий Леонидович очень ценил шутку и сам обладал прекрасным чувством юмора, которое всегда спасало его — даже в трагических и казалось бы безвыходных ситуациях. О комических ситуациях на фронте он вспоминал с удовольствием. Когда дети приставали с расспросами о войне, то отвечал кратко, основательно обдумав ответ. Говорил, что убивать человека, даже если это враг, совсем нелегко. Рука не поднимается.  А самое страшное, когда рядом с тобой гибнут товарищи. Самое тяжёлое — шагать часами с полной выкладкой без сна, падали по команде прямо в снег и отключались мгновенно.

А тяжёлое ранение, задевшее и повредившее лёгкое, он получил как раз от прицельного огня — от снайперской винтовки. Случилось это уже в Германии, при штурме какого-то особняка в парке.  По его рассказам, это очень страшно, когда снайпер целится точно в тебя раз за разом, а спасение лишь в дереве, в которое ты изо всех сил вжимаешься, а оно совсем не толстое.

Когда окончилась война, Аверкию было всего 19 лет. После войны он ещё, как и многие другие, продолжал службу — в Берлине, демобилизовался в 1948 году. С будущей женой познакомился по переписке, письма летали из Берлина в Ярославль, где заканчивала учебу в текстильном техникуме Александра Самородова. Письма с обеих сторон были стихотворными, посылались и фотографии, в этом была некоторая интрига, элемент загадки. Аверкий был на фотографии с двумя друзьями, сидели они в парке на скамеечке с букетами сирени в руках, смотрел всех жизнерадостнее и веселее, с широкой улыбкой, хотя букет у него был самый скромный — всего одна веточка. Александра тоже послала фотографию с двумя подругами и указала: с улыбкой — Шура. Потом выяснилось, что они  земляки. Оба родом из Вожегодского района, а Тигино от Подчевар всего в десяти километрах. Так и вышла замуж Шурочка в восемнадцать лет, а о профессии ткачихи пришлось забыть.

Молчанов Аверкий Леонидович после демобилизации работал в газете в Вожеге, затем в милиции, а потом решил стать связистом и до конца жизни так и проработал в связи. Навыки для этой профессии он приобрел в армии, говорил, что всему можно научиться, если захочешь. В армии же он научился вслепую и очень быстро печатать на машинке, управлять мотоциклом с коляской, что ему очень пригодилось в жизни и работе. Скорее всего, там же научился и фотографировать. А вот виртуозное владение азбукой Морзе не очень пригодилось, хотя он и демонстрировал иногда это умение.

Последние двадцать лет жил и работал в Сямженском районе и Сямже. Два тяжелых пулевых ранения спустя годы серьезно сказались на здоровье, и в 80-е годы он получил инвалидность — был признан инвалидом Великой Отечественной войны, но продолжал работать.

Конечно, как ветерана Великой Отечественной Аверкия Леонидовича приглашали в Сямженскую школу с воспоминаниями. Но рассказывал он больше о военном детстве, как было трудно, бедно и голодно в годы войны. Что в школу они ходили не с ранцем или портфелем, а с холщовой сумкой, писали не в чистых тетрадях, а между строк в старых, использовали любые обрывки бумаги. Не было обуви, а одежда старая и латаная. Про голод вспоминать было особенно тяжело.

Отец имел награды: Ордена Славы II и III степеней, Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны, польская награда медаль «Победы и Свободы», медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Юбилейные награды Аверкий Леонидович никогда не учитывал и хранил отдельно от боевых.

Блокнот Аверкия Леонидовича Молчанова, в котором он вёл записи во время службы в Берлине после окончания войныПосле пожара в январе 1973 года были утрачены все документы и сильно повреждены награды — они были в жестяной коробке, но эмаль расплавилась. На месте сгоревшего дома на горе теперь выстроен новый, он находится напротив здания школы и Администрации района одновременно. Пожар мог бы закончиться большими жертвами, но Аверкий Леонидович и здесь взял дело в свои руки: успел со второго этажа через окно спустить всех вниз, сам в огне прыгнул последним, поранив ногу, отцепил и оттащил газовые баллоны подальше, на безопасное расстояние. По его просьбе по письму в Министерство обороны ордена были восстановлены, но получить их он не успел. Их получили уже после его смерти родственники.

Последнее место работы — начальник цеха связи в Сямже. По его инициативе было построено здание цеха связи на улице Мира. Чтобы закончить остановившуюся стройку, ему пришлось обращаться за помощью не только в вышестоящие инстанции, но и в журнал «Крокодил». 

Похоронен в Сямже в 1986 году.

Записано Любовью Молчановой


 

Зинаида МалковаЗинаида Малкова

Родина моих предков деревня Пирогово, Залесского сельсовета, Сокольского района. Моя бабушка, Зинаида Малкова, во время войны заканчила школу-семилетку и трудилась на железной дороге, затем поступила в Сокольский бумажный техникум.

После занятий, Зина и её подруги ходили в госпиталь, ухаживать за ранеными. 9 мая 1945 года они только пришли на занятия, когда одна девушка прибежала и рассказала, что по радио объявили, что война кончилась. Они поспешили в госпиталь, который размещался в школе №1 г. Сокола, чтоб поздравить раненых бойцов-красноармейцев с Победой!

Записано Марианной Браславской


 

Леонид ЦветковЛеонид Цветков

Мой дедушка, Леонид Цветков, был призван из деревни Пирогово на Дальний восток. Для него Великая Отечественная война закончилась позже, после войны с Японией. Но 9 мая 1945 года он отлично запомнил и долгие годы с удовольствием вспоминал. Говорил, что больше никогда так народ не радовался: все прыгали, плясали, смеялись, пели песни, поздравляли друг друга и кричали: "Ура! Победа!".

 

 

Записано Марианной Браславской


 

 Вольдемар Николаевич Куликов

Родился в 1934 году. О Дне Победы вспоминал:

До сих пор в моих ушах звучит голос Левитана, сообщающий, что война окончилась. Город высыпал на улицы, на лицах людей слезы радости. Но радость была омрачена: пошли слухи, что скоро война с Японией. Весь июнь- июль 1945-го через Вологду на восток шли эшелоны...

По материалам гезеты "Наша Победа"


 

 Смирнов И.И.

Любовь Орлова во Дворце культуры железнодорожников. Фото из Вологодского государственого архива

А вы знали о том, что звезда советского кинематографа Любовь Орлова 9 мая  встретила в Вологде?  В Государственном архиве Вологодской области сохранились документы, подтверждающие, что в мае 1945 года Любовь Петровна находилась на гастролях в нашем городе. 9 мая во Дворце культуры железнодорожников прошёл вечер, на котором  Любовь Орлова исполнила песни из кинофильмов "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весёлые ребята".

Вологодским архивистам и краеведам удалось отыскать воспоминания преподавателя железнодорожного техникума, депутат горсовета И.И. Смирнова о концерте Любови Орловой. Он писал:

Было в ее облике ликованье, и был траур. Невероятно много народу собралось на этот концерт — людям хотелось быть вместе, причаститься к океану радости и печали...

Использованы материалы газеты "Премьер", сайта NewsVo и Вологодского государственного архива


 

 

Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka