К 195-летию Александра Фёдоровича Можайского — изобретателя первого в мире самолёта

Александр Фёдорович МожайскийАлександр Можайский —незаурядная личность, военный деятель и изобретатель, оставивший в истории России заметный след. В преддверии его юбилея рассказываем о жизни создателя самого первого в мире самолёта!

Родился будущий избретатель в городе Роченсальме Выборгской губернии Финляндского княжества в семье потомственного моряка.  Его  отец, Фёдор Тимофеевич Можайский был известным адмиралом. Воспитание Александр Можайский  получил в знаменитом морском кадетском корпусе в  Санкт-Петербурге – единственном в России учебном заведении, где проходили подготовку будущие военные офицеры.

Окончил морской корпус Можайский в 1841 году, с отличными оценками и характеристиками. По итогам обучения был произведён в чин мичмана. Он получил свое первое назначение на флот и ходил на кораблях по просторам Белого и Балтийского морей.  После семи лет службы были вознаграждён чином лейтенанта в 1849 году. На Балтике Александр Фёдорович служил   до 1852 года.

В 1853 -1855 годах Можайский принимал участие в дипломатической экспедиции Кронштадт – Япония, целью которой было установление торговых отношений с японцами. 

Фрегат "Диана" в бухте СимодаЭкспедиция началась на фрегате «Паллада», но состояние судна оказалось непригодным для путешествий по океану, поэтому вскоре был прислан фрегат «Диана», и команда продолжила путь на нём. Фрегат был хорошо вооружен и мог оказать отпор пиратскому судну, на борту «Дианы» имелось 52 орудия. Однако в декабре 1852 года фрегат был сильно поврежден в результате землетрясения и цунами в порту Симода. При попытке отбуксировать судно на ремонт «Диана» затонула в бухте Хеда.

Экипаж расселился в одной из японских деревень. Русские помогали японцам восстанавливать разрушенные цунами постройки,  в результате чего расположили к себе местных жителей. 7 февраля был подписан Симодский трактат, в соответствии с которым между Российской Империей и Японией устанавливались дружественные торговые отношения, а русским судам открывались три японских порта. Экипаж при содействии местных властей и населения смог построить новое судно, на котором Можайский и вернулся на родину.

В Японии впервые был построен корабль по европейскому образцу, свое название он получил от наименования бухты, в которой затонул русский фрегат. 14 апреля 1855 года «Хеда» была спущена на воду, загрузив пресную воду и провиант, экипаж поднялся на борт и направился в Россию. Позже шхуну передали в Японию, где по её образцу было построено ещё много кораблей.

В период пребывания в Японии Можайский внимательно изучал быт, нравы, обычаи естного населения, а также писал картины. Александр Фёдорович был весьма разносторонней личностью. Живопись стала одним из любимых его занятий еще с юношества. По возвращению на родину, им было представлено на обозрение около двадцати полотен японской тематики.

В 1855 году Можайский получил назначение на Балтийское море, где он  крейсировал берега Финского залива, охраняя территории от вторжения. В 1858 году Александр Федорович отправился в Хивинскую экспедицию, он исследовал а затем описал Аральское море и Амурдарью. За успешно выполненное поручение Можайский получил звание старшего офицера и продолжил службу на 84-х пушечном корабле с  названием «Орел». В 1859 году он получил чин капитана-лейтенанта и принял командование новым судном «Всадник».

Дом-музей МожайскогоВ 1860 году  Александр Фёдорович женился на дворянке Любови Кузнецовой, получил должность кандидата мирового посредника в Вологодской губернии и поселился в небольшом селе своей молодой супруги под названием Котельниково. Через три года Можайский ушёл в отставку, в результате сокращения численности штата после Крымской войны.

Энергичный человек, любитель искусства, Можайский участвовал в организации первой этнографической выставки в Москве , программу которой утверждал сам император Александр II. Свои трофеи, добытые в ходе экспедиций, он предоставил для проведения выставки. «Народы России», такое название получило мероприятие, которое состоялось 23 апреля 1867 года.

В 1879 году в звании капитана первого ранга Александра Фёдоровича вновь зачислили на военно-морскую службу. Он стал преподавателем в Морском кадетском корпусе, где Можайский охотно передавал свои знания и опыт молодому поколению. Кроме того, Можайский получил возможность общаться с именитыми отечественными учеными. Консультации требовались Александру Федоровичу для создания первого летательного аппарата, который был  бы тяжелее воздуха.

Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского ещё в 1855 году, когда он длительное время наблюдал за свободным полетом птиц. Он занялся научным изучением анатомии птиц в части, имеющей отношение к полёту. Он долго изучал принцип работы воздушных винтов и  дважды сам поднимался в небо с помощью самостоятельно сконструированных  воздушных змеев. После длительных размышлений, исследований и обсуждений Можайский в 1876 году приступил к проектированию. Первая модель самолета приводилась в действие за счет пружины, имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Один винт находился на носу самолета, а два других были встроены в конструкцию крыла.

Исследуя ласточек и других стремительно летающих птиц, Можайский сделал вывод о том, что лучшей формой крыла является остроконечная конфигурация. Опыты с голубями натолкнули изобретателя на мысль о том, что для взлёта самолету потребуется разбег. Постепенно Александр Федорович понял, что крыло самолета должно быть неподвижным, наклоненным под некоторым углом к горизонту, а также оснащённым специальными моторами.

В ноябре 1881 года Можайский получил первый в России патент на изобретение самолета,  в то время он назывался   воздухолетательным  снарядом.  Для реализации своей идеи изобретатель истратил все свои средства и даже заложил обручальные кольца.  Александр Федорович создал  летательный аппарат и оснастил его двумя паровыми двигателями. Однако мощности 10 и 20-ти лошадиных сил двигателей оказалось недостаточно, а тип двигателя был выбран неверно. Летные испытания закончились неудачно, машина не смогла взлететь, хотя на некоторое время всё же оторвалась от земли. При падении  было повреждено крыло, и испытания прекратились.

Самолёт А.Ф. МожайскогоМожайский был первым, кто применил в конструкции летательного аппарата неподвижное крыло, также он впервые предложил вариант самолёта, управляемого человеком. Именно Александр Федорович установил существование зависимости лобового сопротивления и подъёмной силы. Однаок Тем не менее, для дальнейших разработок нужны были большие деньги, которых у изобретателя не было. Правительство страны не оказало Можайскому дальнейшей поддержки, его планы остались нереализованными, а расчеты незаконченными.

Очередное звание Можайскому присвоили в 1882 году, а немного спустя он получил сво пёоследнее звание контр-адмирала. Скончался Александр Федорович в 65 лет, похоронен на Смоленском кладбище в 1890 году.

В 2013 году белорусский автор Анатолий Евгеньевич Матвиенко опубликовал фантастический роман «Аэропланы над Мукденом» в жанре альтернативной истории. Согласно авторскому замыслу, у Можайского появились единомышленники и последователи, которые смогли преодолеть не только огромные инженерно-технические трудности на пути создания самолёта, но и такие препятствия, как чиновничий произвол, национальную нетерпимость. В итоге в романе российские авиаторы поднимают в небо аэропланы в ходе русско-японской войны.

Фантастически переосмысленная история создания самолёта Можайского составляет сюжетную основу романа Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила» (2016). 

Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka