История Лосты

Станция Лоста – сортировочная (2011 г.) Посёлок Лоста возник около железнодорожной станции Лоста. Станция создавалась как сортировочная перед Вологдой. Название станции произошло от протекающей рядом маленькой речки Лосты.

Станция Лоста образована в 1895–1898 годах, но до 1917 это был разъезд №33 – Турундаево.

В Великую Отечественную войну станция Лоста упоминалась в связи с сообщением о почине машиниста Тюнина, который при помощи диспетчера Пестерева прицепил к своему поезду другой, брошенный на станции Лоста, и привёл в Вологду точно по графику сдвоенный состав, вес которого превышал норму на 1220 тонн. Это произошло 3 февраля 1942 г. Почин рекомендовалось распространять среди других паровозных бригад.

Поселок торфодобытчиков

Но посёлок Лоста возник значительно позднее. К югу и юго-востоку от Вологды располагались болота с залежами торфа. Это хорошее топливо и удобрение. В 1936 году на юго-восточной окраине Вологды был заложен льнокомбинат. Строительство велось медленно, к 1940 году были построены здания нескольких производств, складов, мастерских, рабочий посёлок. Торф решено было использовать для отопления. Разработки торфа начались около посёлка Турундаево в 1940 году, работы велись практически вручную. Во время войны ушедших на фронт рабочих заменили женщины, свезённые из дальних районов области по вербовке. Торф резали специальными резаками, которые вырезали торфяные кирпичи, их укладывали в клетки на просушку. Высушенный торф по узкоколейке отправляли в Вологду для местных электростанций.

После войны началось строительство теплоэлектроцентрали Вологодского льнокомбината, она была пущена в эксплуатацию в начале 1955 года, работала на твёрдом топливе – торфе.

На месте Лосты был посёлок сезонных торфяников Турундаевского торфопредприятия - несколько каркасных бараков. На этом месте и начали строить в 1953 году посёлок турундаевские торфодобытчики. Сначала были деревянные и шлаковые дома. Дорогу провела автотранспортная колонна №7, дома возводили строители СУ-201, теперь уже кирпичные. Здесь же была построена контора Турундаевского торфопредприятия. Директором был Юрий Михайлович Козлов. В 60-е, 70-е годы предприятие развивалось, крепло экономически. Появились свои машины, тракторы, бульдозеры, экскаваторы и специальные агрегаты, которые полностью заменили ручной труд торфодобытчиков, основные специалисты теперь – механизаторы. Раньше вручную вырубали лес, корчевали пни, сжигали сучья, пахали поля. А теперь всё это стали делать мощные машины. Вот, например, как готовят площади для добычи торфа. Огромное болото, поросшее лесом. Универсальный экскаватор врезается в лесную чащу.

Словно траву он скашивает деревья стальной пилой. Захват «прокоса» 13 с половиной метров. Валки ложатся ровно. Одна машина в день скашивает до 2 гектаров леса. Следом идут стосильные тракторы. Они тащат за собой глубинные фрезерные барабаны. Под их тяжестью верховая залежь и пни разрушаются на мелкие части на глубине 35 - 50 см. Взрыхленная площадь прикатывается тяжёлым катком. Вслед за фрезерованием экскаватор прокапывает осушительные канавы. Затем идёт профилировочный барабан. Высокие и рыхлые валки ровными рядами идут от канавы на середину поля. Карты торфяных полей после такой обработки становятся выпуклыми, вода на них не задерживается. Затем идёт процесс добычи торфа. Тракторы ДТ-54 и другие специальными фрезерными барабанами взрыхляют верхний слой торфяной залежи. Торф сохнет на солнце, его ворошат специальные ворошилки. При 40-50% влажности слой торфа валкуют валкователями. Теперь идут торфоуборочные комбайны. За ними идут окараванивающие машины, которые собирают торф в штабеля или «караваны». Заготовленный торф грузят в вагоны на узкоколейке и везут на ТЭЦ Вологодского льнокомбината.  

В 70 – 80–е годы на Турундаевском торфопредприятии работало около 700 человек За сезон 1967 года было добыто 554 тысячи тонн топлива. Многие были награждены за ударный труд. Машинист тепловоза Турундаевского торфопредприятия Николай Григорьевич Митин и начальник локомотивного депо Бобров Виктор Петрович были награждены Орденом Ленина.

Но в начале 90–х годов ТЭЦ была переведена на природный газ. Торф оказался не нужен. Торфопредприятие обанкротилось, рабочих уволили, технику продали. Торф теперь используют только для удобрения полей, огородов и парников.

Посёлок и микрорайон Лоста

Цех эксплуатации ст. Лоста

За эти годы сортировочная и формировочная станция Лоста стала одной из крупнейших на Северной железной дороге. Построены локомотивное депо, цех эксплуатации и другие. Цех эксплуатации ст. Лоста (фото).

В конце 60-х к домам торфоразработчиков стали пристраивать многоэтажные дома.

В середине 70-х вырос новый посёлок железнодорожников с отоплением, водопроводом, канализацией. Построены очистные сооружения.

Вид на современную застройку Лосты В двухтысячные годы появился микрорайон коттеджей. Вокруг посёлка расположились дачные кооперативы. Решением №596 администрации Вологодской области от 11 ноября 1993 года в черту города Вологды были включены 30 сельских населённых пунктов, в том числе железнодорожные станции Лоста и Лоста-сортировочная. Посёлок Лоста стал микрорайоном Вологды. На балансе МП «Лостакомсервис» 41 жилой дом.

В 2000 году в Лосте числилось 3663 человек, в 2010 году - 3200 жителей. Это железнодорожники, работники образования, торговли, сферы обслуживания. Многие ездят на работу в Вологду.

Одновременно с жильём создавалась инфраструктура посёлка. Все улицы заасфальтированы, посажены деревья, есть детские площадки, футбольное поле. В Лосте есть пожарная часть, баня, почтовое отделение, медпункт, 2 муниципальных скважины, промтоварные и продовольственные магазины.

В 1962 году был построен Клуб торфопредприятия. Сейчас в нём расположена Детская школа искусств и городская библиотека №3 МБУК "ЦБС г. Вологды".

Клуб торфопредприятия  Библиотека Школа Лосты

В школе искусств детей учат музыке, танцам, рисованию. Библиотека была открыта в сентябре 1967 года, тогда она располагалась в другом здании, большем по площади, чем сейчас.

В сентябре 1963 года в посёлке Лоста была открыта трёхэтажная школа №19, сначала 8-милетняя, а с 1966 года - средняя. В 1990 году был построен новый детский сад. Есть небольшая школа для детей с девиантным поведением.  

Мемориальная доскаВ октябре 2010 году в школе №19 были открыты памятные мемориальные доски в честь замечательных в прошлом легкоатлетов Раисы и Виктора Никоноровых – сестры и брата, которые в 60-х годах учились в зтой школе. Раиса Никонорова – первый на Вологодчине мастер спорта международного класса. Она была чемпионкой РСФСР в беге на 100, 200 и 400 метров, в составе сборной СССР завоёвывала бронзовую и серебряную медали в эстафете 4х400 метров. Виктор Никоноров становился двукратным чемпионом СССР.

В декабре 1996 году был открыт детский подростковый клуб «Огонёк». Для детей работают кружки вышивки, резьбы по дереву, ритмики, рукопашного боя, туризма, велосекция, теннис, проводятся праздники, конкурсы, дискотеки.

Жители Лосты

В Лосте, как и везде, живёт и работает много интересныех людей. Среди них председатель совета ветеранов Лосты – Людмила Валентиновна Маншинова. В 2010 году по её инициативе и средства был поставлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на её родине в деревне Резвино Вологодского района (бывшего Чёбсарского).

Несколько книг своих стихотворений издал участковый милиционер и поэт Александр Иванович Соколов. Другой самодеятельный поэт Александр Иванович Захаров написал о своей малой родине такие строки:

Стала Лоста немалого роста,
Стали длинными здесь поезда.
Речка Лоста – извилисты вёрсты
Да торфяников череда.

В Лосте живёт и работает член Союза художников России, живописец и график Николай Анатольевич Журавлёв.

Никакой обобщающей литературы по истории Лосты не обнаружено, только одна статья о ветеранской организации в сборнике «Всё остаётся людям» 2005 года издания. При подготовке данного материала использованы многочисленные статьи из областной газеты «Красный Север» и районной газеты «Маяк» талантливого внештатного корреспондента, жителя Лосты, рабочего пилорамы Владимира Лысеева. Сведения об организации железнодорожной станции Лоста получены в Архиве Северной железной дороги ОАО «РЖД».

Материал подготовлен Людмилой Сергеевной Петуховой,
городская библиотека №3 МУК "ЦБС г. Вологды"

Использованные источники:

  1. Акиньхов Г.А. Вологда прифронтовая: хроника. – Архангельск, 1990. – С.72. 
  2. Алпатов С. Покорители реликтовых болот // Красный Север. -1995. – 16 февр.  
  3. Вологда и окрестности. – Вологда, 1957. – С.70 – 80. 
  4. Всё остаётся людям: летопись ветеранского движения.- Вологда, 2005. – С.125 – 128. 
  5. Гаранина Т. Лоста // Русский Север. – 1999. – 19 нояб. 
  6. Крайнева Н. Вологжанка на свои средства поставила памятник землякам // Красный Север. – 2010. – 24 авг. 
  7. Лысеев В. И вырос посёлок // Красный Север. – 1967. – 10 февр. 
  8. Лысеев В. Наступление на торф // Красный Север. – 1964. – 5 июля. 
  9. Сопина Т. Это ласковое слово Лоста // Вологодская неделя. – 1998.- 20-26 авг.  

* Если вы ходите дополнить эту статью и располагаете интересными документами, фотографиями и другими материалами из истории и современности Лосты, можете обратиться в библиотеку по адресу ул. Пионерская, д. 32, тел. 8(8172)74-97-19, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..