Методические разработки

"Я не верю судьбе" (Сценарий по тв-ву В. Высоцкого)

 

"Я не верю судьбе»

 

Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого.

Цели:

- познакомить старшеклассников с творчеством В.С.Высоцкого

- помощь учебному процессу

Место и время проведения: 1 февраля 2013 года, музыкальный кабинет МОУ СОШ «Средняя школа №25»

Оформление: 2 коллажа «Я не верю судьбе…» и «Владимир Высоцкий в кино», плакат с Высоцким, выставка книг о Высоцком, выставка грампластинок Высоцкого.

 Оборудование: музыкальный центр, гитара.

 

Ход вечера.

(звучат песни В.Высоцкого)

Россия владеет самым громадным поэтическим богатством в мире. Но этому уникальному явлению сопутствует и другое – ни в одной стране, кроме нашей, история поэзии не имеет столько трагических страниц. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов – убиты на дуэли. Сергей Есенин, Владимир Маяковский погибли при загадочных обстоятельствах, и литературоведы не одно десятилетие спорят о причинах их смерти. Марина Цветаева доведена обстоятельствами жизни до самоубийства. Николай Гумилев – расстрелян по обвинению в заговоре. Осип Мандельштам – пропал без вести в одном из сталинских лагерей. Наш вологодский поэт Николай Рубцов погиб от рук женщины, с которой жил…И этот печальный список поэтов можно продолжить. И даже те из них, кто прожил достаточно долгую жизнь и умер своей смертью, как правило, терпели обиды и унижения, остались не понятыми современниками – лучшее в их творчестве было открыто спустя годы после их ухода в небытие.

Судьба Владимира Семеновича Высоцкого как поэта не является исключением. При жизни ему даже и помыслить было нельзя о каком-то официальном признании его поэтического дара, хотя сплошь и рядом в советские времена издавались поэты, никаким талантом не обладающие.Высоцкий не был поэтом, который пишет в стол, не надеясь, что его стихи когда-нибудь будут услышаны – песни его звучали всюду, переписывались с магнитофонных лент десятки, сотни, тысячи раз, слова заучивались народом, и они становились практически народными. Но при жизни Высоцкого серьезного разговора о его поэзии так и не состоялось. Это его скорее удивляло, чем обижало. И на концертах, отвечая на вопросы зрителей, он стремился не высказывать своего огорчения: «Собираюсь ли я выпускать книгу стихов? Я-то собираюсь. Сколько прособираюсь? Не знаю. А сколько будут собираться те, от кого это зависит, мне тем более не известно. Знаете, чем становится просителем и обивать пороги редакций, выслушивать пожелания, как переделать строчки и так далее, лучше сидеть и писать. Вот так вот. Вместо того, чтобы становиться неудачником, которому не удается напечататься. Зачем, когда можно писать и петь вам?»

Чтец:

И снизу лёд, и сверху, - маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там – за дело, в ожиданьи виз.

 

Лёд  надо мною – надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.

 

Мне меньше полувека – сорок с лишним.

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним.

 

Владимир Высоцкий родился холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта, артиста и певца на Первую Мещанскую (ныне проспект Мира). 126. Он не смог появится на свет обычно. Так, как рождались миллионы других, талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое дать ребенку имя? Этот вопрос бурно обсуждали все: и будущие родители, и родственники, и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчику никак не могли выбрать. В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что уезжая в командировку, Семен Владимирович, отец Володи, попросил: «Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!» К тому же в стране как раз отмечались ленинские дни, прибавился ещё один повод назвать сына Владимиром, что она и сделала. Но вдруг позже Нина Максимовна получает в роддом поздравление, красочную открытку, где написано: «Мы, соседи, поздравляем Вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать его Олегом, Олег – предводитель Киевского государства!» Когда Нина Максимовна вернулась домой с Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое-то время никак его не называли. Потом правда привыкли: Вова, Вовочка, Владимир – «владыка мира». Итак, родился ещё один властелин мира, но как позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских сердец!

 

Вершина (исполняет песню под гитару)

Здесь вам не равнина – здесь климат иной.

Идут  лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревёт камнепад,

И можно свернуть обрыв обогнуть,-

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

 

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

 

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил.

Как Вечным огнём, сверкает днем

Вершина изумрудным льдом,

Которую ты так и не покорил.

 

И пусть говорят – да, пусть говорят!

Но нет – никто не гибнет зря,

Так – лучше, чем от водки и от простуд.

Другие придут, сменив уют

На риск и непомерный труд,-

Пройдут тобой не пройденный маршрут.

 

Отвесные стены – а ну не зевай!

Ты здесь на везение не уповай.

В горах ненадёжны ни камень, ни лёд, ни скала.

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела.

 

Мы рубим ступени. Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим – у которых вершина ещё впереди.


 Когда Володя был маленьким, Нина Максимовна увлекалась театром, и дома, в коридоре или на кухне, где обычно случались общие чаепития, часто устраивались детские концерты и представления. Маленький Вова с удовольствием принимал в них участие. Он забирался на табуретку, повыше, чтобы все его видели, и читал перед собравшимися наизусть стихи. У Нины Максимовны в сундуке оставалось много старинных вещей от матери. Иногда она доставала их и наряжал сына: в берет со страусиным пером, дамское платье. Он ходил по коммунальной квартире и всех веселил. Несмотря на длинные светлые локоны, Володя, стоило ему заговорить, был мало похож на девчонку. Да и в речи его часто проскальзывали такие уличные прибаутки и присказки, что Нина  Максимовна порой краснела. Новый год. Вове два года. За столом гости, родители. Они просят его рассказать какой-нибудь стишок. Володя медленно идет к ёлке, усаживается под неё, тяжело вытягивая ноги, словно он очень устал, и произносит с интонацией извозчика: «Дар-мо-еды! Дайте ребенку отдохнуть!..»

В 10-м классе Владимир Высоцкий стал заниматься в драмкружке. До глубокой ночи он пропадал там, но это не помешало Володе хорошо закончить школу. Аттестат о среднем образовании Владимира Высоцкого, полученный им 24 июня 1955 года сообщает, что «при отличном поведении» он «обнаружил следующие знания по предметам»:

Русский язык 4 (четыре)

Литература 5 (пять)

Алгебра 4 (четыре)

Геометрия 4 (четыре)

Естествознание 5 (пять)

История СССР 4 (четыре)

Всеобщая история 5 (пять)

Конституция СССР 5 (пять)

География 5 (пять)

Физика 4 (четыре)

Химия 4 (четыре)

Иностранный (французский) язык 4 (четыре)

 

Проучившись некоторое время в Московском инженерно-строительном институте, Владимир Высоцкий оставляет его и поступает на актёрское отделение Школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко. После окончания студии ищет себя, меняет несколько театров, пока не попал в Театр на Таганке. Снимается в кино. Известны его актерские работы в картинах «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Сыновья уходят в бой», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Особую популярность В.Высоцкому-киноактёру принесли две роли в телевизионных фильмах: Глеба Жеглова в «Место встречи изменить нельзя» (1979г.) и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях» (1980г.). за создание образа Жеглова Владимиру Высоцкому в 1987 году посмертно была присуждена Государственная премия СССР.

 Первые литературные опыты Владимира Семёновича относятся к студенческим годам. В первой половине 1960-х он начал исполнять свои песни в дружеских компаниях, а с 1965 года – на публичных вечерах и концертах. За короткое время он приобретает всенародную популярность. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. К концу жизни В.Высоцкому хотелось не только петь, но донести свои поэтические произведения людям через книгу. По словам его близкого друга последних лет жизни, художника Михаила Шемякина, непризнание рождало чувство неуверенности в себе как в поэте. Однажды он прилетел из Нью-Йорка в Париж и буквально ворвался к Шемякину со словами: «Мишка, ты знаешь, я в Нью-Йорке встречался с Бродским! И Бродский подарил мне свою книгу подписав «Большому поэту Владимиру Высоцкому!» Ты представляешь, Бродский считает меня поэтом!»

 

Чтец:


Песня о друге.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился – и в крик, -

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони, -

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал, -

Если шёл он с тобой как в бой,

На вершине стоял, хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.



За семь лет до смерти поклонники подарили своему кумиру двухтомник его стихов, сделанный ими самостоятельно. Из него при жизни Высоцкого удалось опубликовать только одно стихотворение, и то после больших трудов, с купюрами. В 1977 Андрей Вознесенский пытался помочь Владимиру Высоцкому, принес его рукопись в издательство «Советский писатель». Литературный редактор её принял, но дальше дело не пошло: дирекция стояла насмерть. Ситуация с изданием стихов неожиданно быстро изменилась после его смерти. Летом 1981 года Главное управление культуры высказало намерение издать сборник поэта. Составителем этой книги стал Роберт Рождественский. В этом же году вышел «Нерв», в который вошли не все и далеко не лучшие произведения Высоцкого – но это было началом «триумфального шествия» его поэзии.

Поэзия Владимира Высоцкого романтична, многожанрова, главной идеей всего его творчества является поиск героического начала, желание воплотить в жизнь свои представления о подвиге. И хотя особых истин Высоцкий не открывал и не собирался открывать, его песни, стихи трогали и трогают людей единством чувства и слова. Произведения Высоцкого не заставляют совершать подвиги, а зовут нас видеть в реальной, невыдуманной жизни прекрасное и героическое.

 


Звезды (исполняет под гитару)

Мне этот бой не забыть нипочём, -

Смертью пропитан воздух.

А с небосвода бесшумным дождём

Падали звёзды.

 

Снова упала, и я загадал –

Выйти живым из боя!

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

 

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны.

 

Я уж решил – миновала беда,

И удалось отвертеться…

С неба скатилась шальная звезда

Прямо под сердце.

 

Звёзд этих в небе  - как рыбы в прудах,

Хватит на всех с лихвою.

Если б не смерть – ходил бы тогда

Тоже героем.

 

Я бы звезду эту сыну отдал, -

Просто на память…

В небе висит, пропадает звезда –

Некуда падать.


 Для поэта Высоцкого не было неинтересных, запретных тем. На одном из выступлений он как-то сказал об автоцензуре: «…Я думаю, что для каждого человека, который занимается сочинительством, если он работает честно, то даже если существует автоцензура, то только перед самим собой…Предположим, мне иногда хочется употребить какое-то грубое выражение, которое было бы здесь, скажем, сильнее. Но я чувствую, что это уже не предмет искусства, это больше для анекдота, чем для стихотворения. Моя автоцензура прежде всего касается того, чтобы стихи, на которые я потом придумываю музыку, были выше качеством, чтобы они были политичны, чтобы в них всегда было больше поэтического образа и метафоры, чем грубого намерения и тенденции. Это для меня – цензура…» И поэтому стихам Владимира Высоцкого свойственны глубина мысли, искренность чувств, романтизм и истинно русский национальный дух. Герои Высоцкого умеют смеяться над самыми ужасающими явлениями быта, их юмор и голоса – говор улицы, который автор передает не только как поэт, но и как талантливейший актер.

Писать стихи Владимир Высоцкий мог в любых условиях. Ночью, вечером, приходя со спектакля. Он включал телевизор, чтобы улавливать ритм времени. Единственно, где ему не писалось, так это за рубежом. Может быть, именно поэтому он никогда не мыслили об эмиграции, а пытался добиться признания на Родине.

 


Я не люблю (исполняет под гитару)

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

 

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё –

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

 

Я не люблю, когда наполовину,

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

 

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или – когда всё время против шерсти,

Или – когда железом по стеклу.

 

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

 

Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста.

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

 

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в неё плюют.

 

Я не люблю манежи и арены –

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!


 

В своих стихах Владимир Высоцкий затронул все самые важные моменты нашей историю он рассказал о войне, о трудном послевоенном времени, о больших делах на стройках, о тяжких ночах и днях тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках и поэтах. В.Высоцкий все пропустил через своё сердце.

Чтецы:


Еще не вечер.

Четыре года рыскал в море наш корсар.

В боях и штормах не поблекло наше знамя.

Мы научились штопать паруса

И затыкать пробоины телами.

 

За нами гонится эскадра по пятам.

На море штиль, и не избегнуть встречи.

Но нам сказал спокойно капитан:

- Ещё не вечер, ещё не вечер!

 

Вот развернулся боком флагманский фрегат,

И левый борт окрасился дымами.

Ответный залп – на глаз и наугад.

Вдали пожар и смерть. Удача снами!

 

Из худших выбирались передряг,

Но с ветром худо, да и в трюме течи,

А капитанам шлёт привычный знак:

- Ещё не вечер, ещё не вечер!

 

 

На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз,

И видят нас, от дыма злых и серых,

Но никогда им не увидеть нас

Прикованными к вёслам на галерах!

 

Неравный бой. Корабль кренится наш.

Спасите наши души человечьи!

Но крикнул капитан: - На абордаж!

Ещё не вечер! Ещё не вечер!

 

Кто хочет жить, кто весел, кто не тля –

Готовьте ваши руки к рукопашной!

А крысы пусть уходят с корабля –

Они мешают схватке бесшабашной!

 

И крысы думали: «А чем не шутит чёрт?»

И тупо прыгали, спасаясь от картечи.

А мы с фрегатом становились к борту борт.

Ещё не вечер. Ещё не вечер!

 

Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза!

Чтоб не достаться спрутам или крабам,

Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, -

Мы покидали тонущий корабль.

 

Но нет! Им не послать его на дно –

Поможет океан, взвалив на плечи.

Ведь океан-то с нами заодно!

И прав был капитан – ещё не вечер!


 

 

Среди песен Владимира Высоцкого важное место занимают баллады. Написанные в 1975 году к кинофильму «Стрелы Робин Гуда, они не вошли в фильм. Вспоминая об этом, Высоцкий говорил: «Печальная история была у меня с фильмом «Стрелы Робин Гуда»…Написал баллады о борьбе, о любви, о ненависти…шесть довольно серьёзных баллад, совсем не похожих на то, что делал раньше. Такие философские вещи…Однако материал был отснят, баллады туда не вошли- они были вырваны из картины перед самым её выпуском. Спустя одиннадцать лет после смерти В.Высоцкого справедливость восторжествовала, и 6 октября 1991 года фильм «Стрелы Робин Гуда» демонстрировался по первой программе Центрального телевидения с песнями поэта в авторском исполнении.

Чтецы:


Баллада о любви.

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков.

 

И чудаки – ещё такие есть –

Вдыхают полной грудью эту смесь

И ни наград не ждут, ни наказанья.

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

 

Только чувству, словно кораблю,

Долго оставаться на плаву,

Прежде чем узнать, что «я люблю» -

То же, что «дышу» или «живу».

 

И вдоволь будет странствий и скитаний.

Страна Любви – великая страна,

И с рыцарей своих для испытаний

Всё строже станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

 

Но вспять безумцев не поворотить!

Они уже согласны заплатить

Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

 

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,

Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!

 

Но многих, захлебнувшихся любовью,

Не докричишься, сколько ни зови.

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешен на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви.

 

Их голосам – всегда сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрёстках мирозданья.

 

Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу – и, значит, я люблю!

Я люблю – и, значит, я живу!


 

 

В настоящее время интерес к творчеству Высоцкого стал общественным явлением. С 1987 года в день рождения Владимира Высоцкого проходит ежегодное награждение премией «Своя колея» лучших представителей той или иной профессии, кто не свернул с намеченной цели и достиг успехов в своей работе.

(запись песни «Чужая колея» в исполнении Высоцкого)



Я должна немного пояснить это стихотворение. В те времена, когда жил Высоцкий, нельзя было выделяться. Каждый человек должен был быть как все, то есть «ехать по одной проложенной колее». Так  вот герой Высоцкого говорит вам:

Эй, вы! Задние! Делай как я.

Это значит – не надо за мной.

Колея эта – только моя!

Выбирайтесь своей колеёй.

Это значит, что вы должны найти свой путь в жизни, не похожий на путь других!

 

Стихи, песни Владимира Семёновича Высоцкого ещё долго будут интересны российскому читателю. Директор музея поэта, Никита Владимирович Высоцкий, в одном из интервью к юбилею отца выразил мысль, близкую современному пониманию важности творчества В.Высоцкого: «Сейчас в России много говорят о национальной идее. Словами эту идею трудно определить: она, как жизнь, подвижна и богаче любой формулы, на плакате её не напишешь. То есть её можно в какой-то момент зафиксировать – художник её может передать через холст, поэт – через стихотворение, певец – через песню. И в таком смысле зерно этой идеи – обостренное ощущение правды, страстное стремление к этой самой правде – было в творчестве отца, в самой его жизни…Но надо дать возможность людям прикоснуться к его искусству».

 

Если вам стала интересна судьба этого талантливого человека, то вы можете прочитать об этом в книгах, которые есть в наличии в нашей библиотеке:

- «Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба…», автор – Зубрилина С.Н.;

- «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти», автор – Виктор Бакин;

- «Вспоминая Владимира Высоцкого», составитель – Сафонов А.Н.;

- «Четыре четверти пути». В сборник вошли стихи В.С.Высоцкого с авторскими комментариями, его размышления;

- книга Марины Влади, третьей жены поэта, «Владимир, или Прерванный полёт»;

- «Владимир и Марина», автор – Юрий Сушко.

 

 

 

Литературную гостиную подготовила и провела: Пегина С.И.

 

 

Литература:

1)      Зубрилина С. Н. Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба : «И стал я великим, а был я живым»/ С. Н. Зубрилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 312 с. – (Авангард)

2)      Бакин В. В. Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти / В. В. Бакин. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2011. – 688 с. – (Легенды авторской песни).

3)      Влади М. Владимир, или Прерванный полёт / М. Влади; пер. с фр. – М. Прогресс, 1989. – 176 с.

4)      Вспоминая Владимира Высоцкого / Сост. А. Н. Сафонов. – М. : Советская Россия, 1989. – 384 с. :  8 л.ил.

5)      Высоцкий В. С. Избранное / В. С. Высоцкий. – М. : Советский писатель, 1988. – 509 с.

6)      Высоцкий В. С. Четыре четверти пути : Сборник / Сост. А. Е. Крылов. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 286 с. : ил. : портр.

7)      Сушко Ю. М. Владимир и Марина / Ю. М. Сушко – М. : Вагриус, 2007. – 301 с. : ил.

 

 

"Я не верю судьбе" (Сценарий по тв-ву В. Высоцкого)

 

"Я не верю судьбе»

 

Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого.

 

Цели:

- познакомить старшеклассников с творчеством В.С.Высоцкого

- помощь учебному процессу

Место и время проведения: 1 февраля 2013 года, музыкальный кабинет МОУ СОШ «Средняя школа №25»

Оформление: 2 коллажа «Я не верю судьбе…» и «Владимир Высоцкий в кино», плакат с Высоцким,  выставка книг о Высоцком, выставка грампластинок Высоцкого.

 Оборудование: музыкальный центр, гитара.

 

Ход вечера.

(звучат песни В.Высоцкого)

Россия владеет самым громадным поэтическим богатством в мире. Но этому уникальному явлению сопутствует и другое – ни в одной стране, кроме нашей, история поэзии не имеет столько трагических страниц. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов – убиты на дуэли. Сергей Есенин, Владимир Маяковский погибли при загадочных обстоятельствах, и литературоведы не одно десятилетие спорят о причинах их смерти. Марина Цветаева доведена обстоятельствами жизни до самоубийства. Николай Гумилев – расстрелян по обвинению в заговоре. Осип Мандельштам – пропал без вести в одном из сталинских лагерей. Наш вологодский поэт Николай Рубцов погиб от рук женщины, с которой жил…И этот печальный список поэтов можно продолжить. И даже те из них, кто прожил достаточно долгую жизнь и умер своей смертью, как правило, терпели обиды и унижения, остались не понятыми современниками – лучшее в их творчестве было открыто спустя годы после их ухода в небытие.

Судьба Владимира Семеновича Высоцкого как поэта не является исключением. При жизни ему даже и помыслить было нельзя о каком-то официальном признании его поэтического дара, хотя сплошь и рядом в советские времена издавались поэты, никаким талантом не обладающие.Высоцкий не был поэтом, который пишет в стол, не надеясь, что его стихи когда-нибудь будут услышаны – песни его звучали всюду, переписывались с магнитофонных лент десятки, сотни, тысячи раз, слова заучивались народом, и они становились практически народными. Но при жизни Высоцкого серьезного разговора о его поэзии так и не состоялось. Это его скорее удивляло, чем обижало. И на концертах, отвечая на вопросы зрителей, он стремился не высказывать своего огорчения: «Собираюсь ли я выпускать книгу стихов? Я-то собираюсь. Сколько прособираюсь? Не знаю. А сколько будут собираться те, от кого это зависит, мне тем более не известно. Знаете, чем становится просителем и обивать пороги редакций, выслушивать пожелания, как переделать строчки и так далее, лучше сидеть и писать. Вот так вот. Вместо того, чтобы становиться неудачником, которому не удается напечататься. Зачем, когда можно писать и петь вам?»

Чтец:

И снизу лёд, и сверху, - маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там – за дело, в ожиданьи виз.

 

Лёд  надо мною – надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Всё помня, даже старые стихи.

 

Мне меньше полувека – сорок с лишним.

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним.

 

Владимир Высоцкий родился холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта, артиста и певца на Первую Мещанскую (ныне проспект Мира). 126. Он не смог  появится на свет обычно. Так, как рождались миллионы других, талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое дать ребенку имя? Этот вопрос бурно обсуждали все: и будущие родители, и родственники, и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчику никак не могли выбрать. В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что уезжая в командировку, Семен Владимирович, отец Володи, попросил: «Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!» К тому же в стране как раз отмечались ленинские дни, прибавился ещё один повод назвать сына Владимиром, что она и сделала. Но вдруг позже Нина Максимовна получает в роддом поздравление, красочную открытку, где написано: «Мы, соседи, поздравляем Вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать его Олегом, Олег – предводитель Киевского государства!» Когда Нина Максимовна вернулась домой с Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое-то время никак его не называли. Потом правда привыкли: Вова, Вовочка, Владимир – «владыка мира». Итак, родился ещё один властелин мира, но как позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских сердец!

 

Вершина (исполняет песню под гитару)

Здесь вам не равнина – здесь климат иной.

Идут  лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревёт камнепад,

И можно свернуть обрыв обогнуть,-

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа.

 

Кто здесь не бывал, кто не рисковал –

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

 

Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил.

Как Вечным огнём, сверкает днем

Вершина изумрудным льдом,

Которую ты так и не покорил.

 

И пусть говорят – да, пусть говорят!

Но нет – никто не гибнет зря,

Так – лучше, чем от водки и от простуд.

Другие придут, сменив уют

На риск и непомерный труд,-

Пройдут тобой не пройденный маршрут.

 

Отвесные стены – а ну не зевай!

Ты здесь на везение не уповай.

В горах ненадёжны ни камень, ни лёд, ни скала.

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела.

 

Мы рубим ступени. Ни шагу назад!

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим – у которых вершина ещё впереди.


 Когда Володя был маленьким, Нина Максимовна увлекалась театром, и дома, в коридоре или на кухне, где обычно случались общие чаепития, часто устраивались детские концерты и представления. Маленький Вова с удовольствием принимал в них участие. Он забирался на табуретку, повыше, чтобы все его видели, и читал перед собравшимися наизусть стихи. У Нины Максимовны в сундуке оставалось много старинных вещей от матери. Иногда она доставала их и наряжал сына: в берет со страусиным пером, дамское платье. Он ходил по коммунальной квартире и всех веселил. Несмотря на длинные светлые локоны, Володя, стоило ему заговорить, был мало похож на девчонку. Да и в речи его часто проскальзывали такие уличные прибаутки и присказки, что Нина  Максимовна порой краснела. Новый год. Вове два года. За столом гости, родители. Они просят его рассказать какой-нибудь стишок. Володя медленно идет к ёлке, усаживается под неё, тяжело вытягивая ноги, словно он очень устал, и произносит с интонацией извозчика: «Дар-мо-еды! Дайте ребенку отдохнуть!..»

В 10-м классе Владимир Высоцкий стал заниматься в драмкружке. До глубокой ночи он пропадал там, но это не помешало Володе хорошо закончить школу. Аттестат о среднем образовании Владимира Высоцкого, полученный им 24 июня 1955 года сообщает, что «при отличном поведении» он «обнаружил следующие знания по предметам»:

Русский язык 4 (четыре)

Литература 5 (пять)

Алгебра 4 (четыре)

Геометрия 4 (четыре)

Естествознание 5 (пять)

История СССР 4 (четыре)

Всеобщая история 5 (пять)

Конституция СССР 5 (пять)

География 5 (пять)

Физика 4 (четыре)

Химия 4 (четыре)

Иностранный (французский) язык 4 (четыре)

 

Проучившись некоторое время в Московском инженерно-строительном институте, Владимир Высоцкий оставляет его и поступает на актёрское отделение Школы-студии имени В.И.Немировича-Данченко. После окончания студии ищет себя, меняет несколько театров, пока не попал в Театр на Таганке. Снимается в кино. Известны его актерские работы в картинах «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Сыновья уходят в бой», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Особую популярность В.Высоцкому-киноактёру принесли две роли в телевизионных фильмах: Глеба Жеглова в «Место встречи изменить нельзя» (1979г.) и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях» (1980г.). за создание образа Жеглова Владимиру Высоцкому в 1987 году посмертно была присуждена Государственная премия СССР.

 Первые литературные опыты Владимира Семёновича относятся к студенческим годам. В первой половине 1960-х он начал исполнять свои песни в дружеских компаниях, а с 1965 года – на публичных вечерах и концертах. За короткое время он приобретает всенародную популярность. Широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. К концу жизни В.Высоцкому хотелось не только петь, но донести свои поэтические произведения людям через книгу. По словам его близкого друга последних лет жизни, художника Михаила Шемякина, непризнание рождало чувство неуверенности в себе как в поэте. Однажды он прилетел из Нью-Йорка в Париж и буквально ворвался к Шемякину со словами: «Мишка, ты знаешь, я в Нью-Йорке встречался с Бродским! И Бродский подарил мне свою книгу подписав «Большому поэту Владимиру Высоцкому!» Ты представляешь, Бродский считает меня поэтом!»

 

Чтец:


Песня о друге.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился – и в крик, -

Значит, рядом с тобой – чужой,

Ты его не брани – гони, -

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал, -

Если шёл он с тобой как в бой,

На вершине стоял, хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.



За семь лет до смерти поклонники подарили своему кумиру двухтомник его стихов, сделанный ими самостоятельно. Из него при жизни Высоцкого удалось опубликовать только одно стихотворение, и то после больших трудов, с купюрами. В 1977 Андрей Вознесенский пытался помочь Владимиру Высоцкому, принес его рукопись в издательство «Советский писатель». Литературный редактор её принял, но дальше дело не пошло: дирекция стояла насмерть. Ситуация с изданием стихов неожиданно быстро изменилась после его смерти. Летом 1981 года Главное управление культуры высказало намерение издать сборник поэта. Составителем этой книги стал Роберт Рождественский. В этом же году вышел «Нерв», в который вошли не все и далеко не лучшие произведения Высоцкого – но это было началом «триумфального шествия» его поэзии.

Поэзия Владимира Высоцкого романтична, многожанрова, главной идеей всего его творчества является поиск героического начала, желание воплотить в жизнь свои представления о подвиге. И хотя особых истин Высоцкий не открывал и не собирался открывать, его песни, стихи трогали и трогают людей единством чувства и слова. Произведения Высоцкого не заставляют совершать подвиги, а зовут нас видеть в реальной, невыдуманной жизни прекрасное и героическое.

 


Звезды (исполняет под гитару)

Мне этот бой не забыть нипочём, -

Смертью пропитан воздух.

А с небосвода бесшумным дождём

Падали звёзды.

 

Снова упала, и я загадал –

Выйти живым из боя!

Так свою жизнь я поспешно связал

С глупой звездою.

 

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны.

 

Я уж решил – миновала беда,

И удалось отвертеться…

С неба скатилась шальная звезда

Прямо под сердце.

 

Звёзд этих в небе  - как рыбы в прудах,

Хватит на всех с лихвою.

Если б не смерть – ходил бы тогда

Тоже героем.

 

Я бы звезду эту сыну отдал, -

Просто на память…

В небе висит, пропадает звезда –

Некуда падать.


 Для поэта Высоцкого не было неинтересных, запретных тем. На одном из выступлений он как-то сказал об автоцензуре: «…Я думаю, что для каждого человека, который занимается сочинительством, если он работает честно, то даже если существует автоцензура, то только перед самим собой…Предположим, мне иногда хочется употребить какое-то грубое выражение, которое было бы здесь, скажем, сильнее. Но я чувствую, что это уже не предмет искусства, это больше для анекдота, чем для стихотворения. Моя автоцензура прежде всего касается того, чтобы стихи, на которые я потом придумываю музыку, были выше качеством, чтобы они были политичны, чтобы в них всегда было больше поэтического образа и метафоры, чем грубого намерения и тенденции. Это для меня – цензура…» И поэтому стихам Владимира Высоцкого свойственны глубина мысли, искренность чувств, романтизм и истинно русский национальный дух. Герои Высоцкого умеют смеяться над самыми ужасающими явлениями быта, их юмор и голоса – говор улицы, который автор передает не только как поэт, но и как талантливейший актер.

Писать стихи Владимир Высоцкий мог в любых условиях. Ночью, вечером, приходя со спектакля. Он включал телевизор, чтобы улавливать ритм времени. Единственно, где ему не писалось, так это за рубежом. Может быть, именно поэтому он никогда не мыслили об эмиграции, а пытался добиться признания на Родине.

 


Я не люблю (исполняет под гитару)

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

 

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и ещё –

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

 

Я не люблю, когда наполовину,

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

 

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или – когда всё время против шерсти,

Или – когда железом по стеклу.

 

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.

 

Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста.

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

 

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в неё плюют.

 

Я не люблю манежи и арены –

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю!


 

В своих стихах Владимир Высоцкий затронул все самые важные моменты нашей историю он рассказал о войне, о трудном послевоенном времени, о больших делах на стройках, о тяжких ночах и днях тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, моряках, альпинистах, солдатах, пограничниках и поэтах. В.Высоцкий все пропустил через своё сердце.

 

Чтецы:


Еще не вечер.

Четыре года рыскал в море наш корсар.

В боях и штормах не поблекло наше знамя.

Мы научились штопать паруса

И затыкать пробоины телами.

 

За нами гонится эскадра по пятам.

На море штиль, и не избегнуть встречи.

Но нам сказал спокойно капитан:

- Ещё не вечер, ещё не вечер!

 

Вот развернулся боком флагманский фрегат,

И левый борт окрасился дымами.

Ответный залп – на глаз и наугад.

Вдали пожар и смерть. Удача снами!

 

Из худших выбирались передряг,

Но с ветром худо, да и в трюме течи,

А капитанам шлёт привычный знак:

- Ещё не вечер, ещё не вечер!

 

 

На нас глядят в бинокли, в трубы сотни глаз,

И видят нас, от дыма злых и серых,

Но никогда им не увидеть нас

Прикованными к вёслам на галерах!

 

Неравный бой. Корабль кренится наш.

Спасите наши души человечьи!

Но крикнул капитан: - На абордаж!

Ещё не вечер! Ещё не вечер!

 

Кто хочет жить, кто весел, кто не тля –

Готовьте ваши руки к рукопашной!

А крысы пусть уходят с корабля –

Они мешают схватке бесшабашной!

 

И крысы думали: «А чем не шутит чёрт?»

И тупо прыгали, спасаясь от картечи.

А мы с фрегатом становились к борту борт.

Ещё не вечер. Ещё не вечер!

 

Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза!

Чтоб не достаться спрутам или крабам,

Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, -

Мы покидали тонущий корабль.

 

Но нет! Им не послать его на дно –

Поможет океан, взвалив на плечи.

Ведь океан-то с нами заодно!

И прав был капитан – ещё не вечер!


 

 

Среди песен Владимира Высоцкого важное место занимают баллады. Написанные в 1975 году к кинофильму «Стрелы Робин Гуда, они не вошли в фильм. Вспоминая об этом, Высоцкий говорил: «Печальная история была у меня с фильмом «Стрелы Робин Гуда»…Написал баллады о борьбе, о любви, о ненависти…шесть довольно серьёзных баллад, совсем не похожих на то, что делал раньше. Такие философские вещи…Однако материал был отснят, баллады туда не вошли- они были вырваны из картины перед самым её выпуском. Спустя одиннадцать лет после смерти В.Высоцкого справедливость восторжествовала, и 6 октября 1991 года фильм «Стрелы Робин Гуда» демонстрировался по первой программе Центрального телевидения с песнями поэта в авторском исполнении.

Чтецы:


Баллада о любви.

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков.

 

И чудаки – ещё такие есть –

Вдыхают полной грудью эту смесь

И ни наград не ждут, ни наказанья.

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

 

Только чувству, словно кораблю,

Долго оставаться на плаву,

Прежде чем узнать, что «я люблю» -

То же, что «дышу» или «живу».

 

И вдоволь будет странствий и скитаний.

Страна Любви – великая страна,

И с рыцарей своих для испытаний

Всё строже станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

 

Но вспять безумцев не поворотить!

Они уже согласны заплатить

Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

 

Свежий ветер избранных пьянил,

 С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,

Потому что если не любил –

Значит, и не жил, и не дышал!

 

Но многих, захлебнувшихся любовью,

Не докричишься, сколько ни зови.

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешен на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви.

 

Их голосам – всегда сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрёстках мирозданья.

 

Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу – и, значит, я люблю!

Я люблю – и, значит, я живу!


 

 

В настоящее время интерес к творчеству Высоцкого стал общественным явлением. С 1987 года в день рождения Владимира Высоцкого проходит ежегодное награждение премией «Своя колея» лучших представителей той или иной профессии, кто не свернул с намеченной цели и достиг успехов в своей работе.

(запись песни «Чужая колея» в исполнении Высоцкого)



Я должна немного пояснить это стихотворение. В те времена, когда жил Высоцкий, нельзя было выделяться. Каждый человек должен был быть как все, то есть «ехать по одной проложенной колее». Так  вот герой Высоцкого говорит вам:

Эй, вы! Задние! Делай как я.

Это значит – не надо за мной.

Колея эта – только моя!

Выбирайтесь своей колеёй.

Это значит, что вы должны найти свой путь в жизни, не похожий на путь других!

 

Стихи, песни Владимира Семёновича Высоцкого ещё долго будут интересны российскому читателю. Директор музея поэта, Никита Владимирович Высоцкий, в одном из интервью к юбилею отца выразил мысль, близкую современному пониманию важности творчества В.Высоцкого: «Сейчас в России много говорят о национальной идее. Словами эту идею трудно определить: она, как жизнь, подвижна и богаче любой формулы, на плакате её не напишешь. То есть её можно в какой-то момент зафиксировать – художник её может передать через холст, поэт – через стихотворение, певец – через песню. И в таком смысле зерно этой идеи – обостренное ощущение правды, страстное стремление к этой самой правде – было в творчестве отца, в самой его жизни…Но надо дать возможность людям прикоснуться к его искусству».

 

Если вам стала интересна судьба этого талантливого человека, то вы можете прочитать об этом в книгах, которые есть в наличии в нашей библиотеке:

- «Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба…», автор – Зубрилина С.Н.;

- «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти», автор – Виктор Бакин;

- «Вспоминая Владимира Высоцкого», составитель – Сафонов А.Н.;

- «Четыре четверти пути». В сборник вошли стихи В.С.Высоцкого с авторскими комментариями, его размышления;

- книга Марины Влади, третьей жены поэта, «Владимир, или Прерванный полёт»;

- «Владимир и Марина», автор – Юрий Сушко.

 

 

 

Литературную гостиную подготовила и провела: Пегина С.И.

 

 

 

 

Литература:

1)      Зубрилина С. Н. Владимир Высоцкий – жизнь, легенда, судьба : «И стал я великим, а был я живым»/ С. Н. Зубрилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 312 с. – (Авангард)

2)      Бакин В. В. Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти / В. В. Бакин. – М. : Эксмо : Алгоритм, 2011. – 688 с. – (Легенды авторской песни).

3)      Влади М. Владимир, или Прерванный полёт / М. Влади; пер. с фр. – М. Прогресс, 1989. – 176 с.

4)      Вспоминая Владимира Высоцкого / Сост. А. Н. Сафонов. – М. : Советская Россия, 1989. – 384 с. :  8 л.ил.

5)      Высоцкий В. С. Избранное / В. С. Высоцкий. – М. : Советский писатель, 1988. – 509 с.

6)      Высоцкий В. С. Четыре четверти пути : Сборник / Сост. А. Е. Крылов. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 286 с. : ил. : портр.

7)      Сушко Ю. М. Владимир и Марина / Ю. М. Сушко – М. : Вагриус, 2007. – 301 с. : ил.

 

 

В разделе представлены сценарии библиотечных мероприятий по патриотическому воспитанию, экологии, краеведению, к памятным и юбилейным датам и др., созданные специалистами МБУК "ЦБС" г.Вологда. 

Все сценарии можно скачать бесплатно!

При размещении данных материалов на других сайтах, работающая ссылка на сайт МБУК "ЦБС" г. Вологда обязательна!

 

Каждое первое сентября по всей стране все учебные заведения открывают свои двери для сотен тысяч учеников: школьников и студентов. И первый день осени становится не просто днем окончания каникул, а самым настоящим праздником, получившим название День Знаний.

 

1. "Здравствуй, Страна Знаний!" - сценарий театрализованного представления с элементами игры, песнями к Дню Знаний. (Гребёнкина С. «Здравствуй, Страна Знаний»//Воспитание школьников. -2008. -№ 6. – С.69-74.)

 2. "В коробке с карандашами...: из истории школьных принадлежностей" - сценарий веселого урока с элементами игры к Дню Знаний (Каркачева Н. А. «В коробке с карандашами... : из истории школьных принадлежностей» / Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 6. - С.11-13.)

3. "В стране занимательных уроков" - сценарий увлекательного урока, посвященного различным школьным предметам к Дню Знаний (Горячева Л. Н. «В стране занимательных уроков»// Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 6 - С.8-10 : ил.)

4. "Праздник "Всезнайки" - игровая познавательная программа для детей младшего школьного возраста, посвященная Празднику знаний. (Неволина Г. «Праздник Всезнайки»// Воспитание школьников. – 2004. - №6 – С. 70-73)

5. «Раз словечко, два словечко» - сценарий игровой программы к 1 сентября. (Адекова Т. И. «Раз словечко, два словечко»//Читаем, учимся, играем. -2004. -№ 6. – С.35-36.)

6. "Школьные годы чудесные" - два варианта сценария линейки, посвященной 1 сентября (Кочурова С.Н. Школьные годы чудесные//Читаем, учимся, играем. -2007. -№6. -С. 4-7.)

7. "Развлекательный урок" - сценарий библиотечного мероприятия к Празднику знаний с элементами игры (Составитель: МУК "Централизованная библиотечная система" города Вологды, филиал №10, Корешкова Татьяна Николаевна)